успех на стороне активных!

Путешествие в Западную Сибирь и на Алтай. Часть 16.

  • «Путешественник-любитель Галина Петровна»

Далее наш путь лежит на юго-восток, в Усть-Коксинский район. По пути в Уймонскую долину преодолеваем ещё 2 горных перевала: Кырлыкский (1471 м) и Громотуху (2580 м). На первом – вид на долину реки Кырлык, на втором – нереально красивые виды на синюю реку и реальный грохот от шума бегущей по камням воды.

фото 190.jpg

Фото 190. Республика Алтай. По обеим сторонам дороги растут кедры.


фото 191.jpg

Фото 191. Республика Алтай. Перевал Громотуха. Вид на реку Кокса («синяя вода»).


фото 192.JPG

Фото 192. Республика Алтай. Перевал Громотуха. Река Большая Громотуха имеет бурное течение.


фото 193.JPG

Фото 193. Республика Алтай. Перевал Громотуха. Священное дерево берёза.

Уймонская котловина лежит на высоте 1000 м над уровнем моря и имеет длину 46 км, ширину - от 8 до 12 км. Слева проходит Теректинский хребет, справа – Катунский хребет. Долину пересекает река Катунь, которая берёт своё начало с горы Белуха - самой высокой точки Западной Сибири и Алтая (4506 м). Климат здесь позволяет выращивать пшеницу и фруктовые деревья. Плотность населения выше, чем в других межгорных котловинах Алтая. В основном, проживают русские.

В село Усть-Кокса – центр одноименного района, прибываем вечером. Размещаемся в 2-х этажном гостевом доме «Портал Белуха» (телефон (913)998-07-00), который находится рядом с районным Домом правосудия. Здесь сдаются комнаты на любой вкус, в том числе с удобствами в номере, на этаже или на улице. Каждая комната имеет своё оригинальное название: «Каминная», «Горная», «Тихая», «Уютная». Меня поселили в комнате со всеми удобствами, которая называется «Видная». Обувь все оставляют у входа, на терраске. Мне было странно вначале видеть у порога много пар женской и мужской обуви, которые сразу хочется посчитать и определить, сколько гостей в доме. Ужин накрыли в беседке, во дворе. Здесь предлагается вегетарианское и сыроедческое питание. Ужин назывался «Зелёный», завтрак – «Радужный». Чай заваривается на травах – очень вкусный! И что меня удивило – нет комаров!


фото 194.JPG

Фото 194. Республика Алтай. Село Усть-Кокса. Гостевой дом «Портал Белуха». Комната «Видная» украшена картинами американской художницы Кэрол Хилтнер.

Недалеко протекает река Кокса. Перейдя через реку по мосту, оказываешься в берёзовой роще. Затем, если идти налево вдоль реки, можно придти к месту слияния Коксы и Катуни. Место красивое…


фото 195.jpg

Фото 195. Республика Алтай. Вид на село Усть-Кокса со стороны реки.

В эти места приезжает много интересных, неординарных людей, увлеченных идеями Н.К.Рериха, здоровым образом жизни, желающих посетить энергетические места силы, обновляющие сознание и дающие гармонию. Здесь для них организуются семинары и тренинги, походы в горы и экскурсии. Любителям познавательного туризма, людям, интересующимся этнографией и историей, здесь можно познакомиться с уникальной культурой русских старообрядцев, которые до настоящего времени сохранили традиции и обычаи предков. Вдоль реки Катунь тянутся старообрядческие села: Гагарка, Верх-Уймон, Тихонькая, Мульта. В селе Мульта находится старообрядческий храм во имя Илии Пророка. Через районный центр Усть-Кокса проходит дорога на село Тюнгур, откуда берут своё начало туристические маршруты в горы с ледниками, к водопадам и озёрам.

Говорят, что в ясную погоду, с горы за селом Усть-Кокса, можно увидеть Белуху. Но в тот день это сделать не удалось - было облачно. Зато я близко увидела суслика!..


фото 196.JPG

Фото 196. Республика Алтай. Вид с горы на село Усть-Кокса. Внизу – стадо коров. За селом – устье реки Кокса. Горы на горизонте – Катунский хребет.


фото 197++.jpg

Фото 197. Республика Алтай. В окрестностях села Усть-Кокса. Любопытный суслик.

В селе Верх-Уймон, в 12 км от села Усть-Кокса, можно посетить Музей Истории и Культуры Уймонской долины, который располагается в старинной деревянной избе. С XIX века здесь жилы старообрядцы, чьи предметы быта стали основой экспозиции. Дому более 150 лет, столько же - лавкам из лиственницы, на которых сидят посетители, слушают рассказы одного из основателей музея – бывшего учителя истории Раисы Павловны Кучугановой. Адрес музея: село Верх-Уймон, улица Набережная, дом 14. Заказать экскурсию можно по телефонам: (38848)2-43-87; (913)696-05-92, (913)696-05-93 или на сайте: www.uymon.ru. Адрес для писем: 649475, Республика Алтай, Усть-Коксинский район, село Верх-Уймон, ул. Набережная, д.50. Кучугановой Р.П. E-mail: vkuchuganov@ mail.ru.

Старообрядцы поселились в этом селе во II половине XVIII века. Официальная дата его основания – 1786 год. Они пришли сюда, спасаясь от преследований, после церковного раскола. Но даже здесь церковные и светские власти продолжали преследовать их за веру и за незаконное, самовольное переселение. Только в 1792 году императрицей Екатериной Второй был подписан Указ о прощении старообрядцев за побег и предоставлении им права на жительство при условии уплаты подати - ясака. С тех пор староверы были приравнены к местному алтайскому населению и освобождены от рекрутской повинности. Здесь они занимались пашенным земледелием, охотой, рыболовством, разводили маралов и пчёл, а также делали гончарные изделия, пряли лён, шили одежду, ткали коврики, пояса и опояски. Здесь сформировалась уникальная община людей – уймонские кержаки (по названию реки Керженец, притока Волги в Нижегородской губернии, давшей первый приют раскольникам). Старообрядцев также называют староверами, раскольниками, кержаками, чашечниками. Себя же они зовут так: «стариковские мы, или добрые».


фото 198.JPG

Фото 198. Республика Алтай. Село Верх-Уймон. Музей Истории и Культуры Уймонской долины.


фото 199.JPG

Фото 199. Республика Алтай. Село Верх-Уймон. Переходчики - своеобразная калитка. По одной доске поднимаешься, переступаешь через забор, а по другой доске спускаешься во двор. Рядом, правее, находятся нормальные ворота.


фото 200.jpg

Фото 200. Республика Алтай. Раиса Павловна Кучуганова – заслуженный учитель России, историк-краевед, этнограф, фольклорист, научный сотрудник музея. Кстати, себя она к староверам не причисляет.

Дом, в котором расположился музей, устроен так: с крыльца вход в холодные сени, из них направо – изба с печкой, налево – неотапливаемая горница. Сохранившиеся старинные дома крепкие: нижние венцы рубили из лиственницы, верхние – из пихты, так как пихтовая древесина теплее. Внутренняя отделка – лавки, двери, пороги, полати – из кедра. Стены, двери и мебель расписывались яркими красками, затейливыми узорами, изображениями птиц, зверей, цветов.


фото 201.jpg

Фото 201. Республика Алтай. Музей Истории и Культуры Уймонской долины. Глинобитная русская печка с полатями. Рядом стоят ухват и батик - метровая шишковатая палка, которую брали с собой в путь отбиваться от разбойников. Сквозь открытые двери видны сени и горница.


фото 202.jpg

Фото 202. Республика Алтай. Музей Истории и Культуры Уймонской долины. Над пологом печи устраивались полати, на которых спали дети.


фото 203.JPG

Фото 203. Республика Алтай. Музей Истории и Культуры Уймонской долины. Расписная дверь.

В «красном углу» находилась божница. Самым ценным у старообрядцев всегда были книги и иконы. Можно было всё потерять – при пожаре, переезде, но книги и иконы спасали и вывозили всегда. Человек, вошедший в дом, прежде чем поздороваться с хозяевами, должен был поклониться образам.

Поселения старообрядцев являлись заповедниками русской культуры. Они старались сохранить не только старую веру, но и национальную одежду, обычаи и обряды.

Только послушайте, какие старинные русские имена звучали в этом селе в конце XX века: Ананий, Вахромей, Галактион, Евграф, Ефрем, Клим, Логин, Пимен, Серапион, Фаддей, Апполинария, Домна. Устинья, Харитинья. У нас на слуху теперь только фамилии, образованные от имён собственных (так называемые патронимические фамилии): Ананьев, Ефремов, Фадеев и т.п.

Раиса Павловна Кучуганова в своей книге «Уймонские староверы. Обычаи, традиции, культура» так описывает жизнь и обряды староверов:

«В старообрядческой общине выбирали наставника. Он учил чтению, святому писанию, проводил моленья, крестил взрослых и детей, «сводил» жениха и невесту, отпевал покойников.

Крепко держались староверы традиций семейной жизни. Старшей в доме была свекровь. Её называли «мамонька», а свёкра - «тятенька». Выйдет девушка замуж, а зовут её в семье по имени-отчеству, и она деверей, золовок возвеличивает. Если кто-то перечил родителям, того считали глуповатым.

Чтобы понять, как жил человек, надо знать о нём всего три вещи: как он родился, как свадьбу играл и как он умирал.

Умер человек, его обмыли, после того, как отпоют, смотреть на покойного нельзя. Хоронили рано утром, после восхода солнца. На кладбище не носят венков – грех. Нет цветов на могилах. По дороге не бросают еловых веток. После похорон к покойному принято ходить сорок дней. Можно разговаривать с ним, причитать, но запрещается плакать. Если плачешь, то утопишь покойного в слезах, и он не попадёт в рай.

Кержаки не курят табак, не говорят бранных слов. Каноны стариковской веры не разрешали возводить напраслину на человека, учили терпению и смирению. Пенсию до сих пор отказываются получать - брать незаработанные деньги нельзя, каждая копейка должна быть трудовая».

Судите сами, как изменились обряды русских людей, которые в допетровские времена были такими же… В книге приведены рецепты приготовления старинных кушаний, лекарственных настоек, мазей и отваров из трав, народные приметы, пословицы и поговорки. Особенно мне понравились следующие пословицы и поговорки, записанные в Верхнем Уймоне, которые и в наши дни актуальны:

«Кто детям потакает, тот в старости слёзы проливает»,

«Глупые друг друга губят да потопляют, умные друг друга любят да пособляют»,

«В долг взять – себя продать»,

«В долг давать – дружбу терять»,

«Не будь овцой, так и волк не съест»,

«По углам невесту судят»,

«Дело делать – не хвостиком вилять»,

«Собака мясо не караулит».

Но я, честно говоря, была разочарована посещением этого музея.

Раиса Павловна всякий раз, как только приходили новые посетители, начинала свой рассказ о жителях села сначала. А так как я пришла первая, то мне пришлось 7 раз выслушать одно и тоже. В основном, это были пословицы и поговорки. Так как обувь все оставляют на крыльце, пришлось больше часа сидеть босиком, в результате чего у меня замёрзли ноги.

Далее Раиса Павловна стала предлагать посетителям приобрести книги. Поэтому мне и другим посетителям пришлось самим осматривать дом. А так хотелось подробнее узнать о каждом предмете быта старообрядческого дома… Книгу я тоже купила, чтобы нейтрализовать разочарование. Книга интересная, мне понравилась, вот и для этого рассказа пригодилась…


фото 204.jpg

Фото 204. Республика Алтай. Музей Истории и Культуры Уймонской долины. Книги об уймонских староверах.

В Национальном музее имени А.В.Анохина демонстрируются экспонаты, отражающие традиционную материальную и духовную культуру старожильческого и переселенческого русского населения конца XIX – начала XX веков. Там можно увидеть внутреннее убранство крестьянкой избы, берестяную и деревянную утварь, инструменты для обработки льна и конопли, для изготовления домотканой материи. А также - старопечатные книги, иконы дониконовского письма, нательные и напрестольные кресты.

С предметами быта и духовной культуры русских старообрядцев мы с вами также познакомились в Музее истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока в Новосибирском Академгородке (см. часть 10 рассказов, фото 123-127).

В следующем выпуске мы продолжим посещение культурных мест Уймонской долины.