успех на стороне активных!
Путешествие в Западную Сибирь и на Алтай. Часть 17.
30.04.2018
Если Вы хотите привезти себе на память или в подарок близким уникальный сувенир с Алтая, Вам нужно обязательно посетить выставку-продажу Творческого объединения «Самоцветы» в селе Верх-Уймон (телефон: (913)904-19-90, E-mail: oymonart@ya.ru). Это просто сказка! Здесь Вы сможете купить авторские изделия уймонских мастеров, созданные вручную из камня и дерева. Изделия недешёвые, по поверьте, они того стоят! Поэтому, не спешите покупать на перевалах стандартные сувениры. Вы сможете это сделать на обратном пути, если не найдёте себе здесь что-нибудь по душе. Смотрите сами:
Республика Алтай. Село Верх-Уймон. Декоративные панно из кедра серии «Мифы и легенды Горного Алтая» (в центре и по периметру панно вделаны полудрагоценные камни): вверху в центре - «Принцесса Укока», внизу слева - «Священное озеро». Внизу фото – каменные блоки природной формы.
Декоративные панно из серии «Мифы и легенды Горного Алтая»: вверху – Алтайская амазонка (точное название не знаю), внизу - «Священная Белая Мать» (кедр, агаты, лак).
Декоративные изделия из дерева (панно, шкатулки, разделочные доски, сувениры).
Село Верх-Уймон. художественные изделия из камня и дерева (панно, шкатулки, подушечки, наполненные кедровой стружкой или душистыми травами).
Никто не останется равнодушным после посещения этой выставки. Кстати, там тоже оставляют обувь у входа. В залах звучит тихая музыка… А может она звучала у меня в душе? Я точно не помню…
Ещё один культурный объект Уймонской долины - Мемориальный дом-музей Николая Константиновича Рериха в селе Верх-Уймон. Адрес: улица Набережная, дом 22. Работает ежедневно с 9:00 до 19:00. Телефоны: (38848)2-43-36, (913)706-27-55. Дом Вахромея Семёновича Атаманова, в котором в августе 1926 года останавливалась семья Рерихов, восстановлен в начале 2000-х годов Сибирским Рериховским Обществом методом «народной стройки».
Село Верх-Уймон. Мемориальный дом-музей Н.К.Рериха.
В 1923-1928 годы Н.К.Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, проходившей по маршруту: Индия–Гималаи–Тибет–Китай–Алтай–Монголия–Индия. Во время экспедиции, в Кашмире (Индия), он столкнулся с разными версиями легенд о пребывании Будды в горном Алтае. Алтай был малоисследованной областью, и художник решил побывать там. В августе 1926 года Николай Константинович Рерих вместе с женой Еленой Ивановной и старшим сыном Юрием достигли Алтая и остановились в старообрядческом селе Верх-Уймон, в доме проводника – Вахромея Семёновича Атаманова. Для Рериха-учёного Алтай был интересен как центр Евразии, имеющий, по его словам, «равное расстояние от четырёх океанов», а также – как своеобразный коридор, по которому древние народы передвигались из Центра Азии на равнины Сибири и далее в Европу.
У Атаманова была большая семья - десять человек детей. Жили они в двухэтажном доме, имели свою пасеку и кузнецу, стада овец, коров и лошадей. Вахромей Семёнович был грамотным, имел библиотеку, выписывал книги по ботанике и медицине, лечил всю округу, правил кости, принимал роды. Библиотека располагалась на втором этаже, была увешана всевозможными целебными травами. В.С.Атаманов напоминал Рериху персонаж его картины «Пантелеймон-целитель», написанной в 1916 году.
Музей Н.К.Рериха. Фотография семьи Вахромея Семёновича Атаманова. 1926 год. В 1930-е годы В.С.Атаманов был репрессирован и вместе с семьей сослан в Нарым, где и умер от горя и переживаний за судьбу близких. Впоследствии он был реабилитирован.
Часослов староверческий, лестовка (принадлежала члену семьи Атамановых), икона «Всех скорбящих радость».
Музей Н.К.Рериха. Н.К.Рерих. Пантелеймон-целитель.
Члены экспедиции почти ежедневно выезжали на конях в горы и окрестные селения. Собирали горные породы, целебные травы, образцы народного костюма, исследовали курганы, изучали местные обычаи и наречия, записывали народные легенды о Чуди, о Беловодье, о Белом Бурхане и его друге Ойроте. Рерих создал несколько картин по местным мотивам: «Чудь подземная», «Ойрот. Алтай» и др.
Ежедневно Николай Константинович с проводником выезжал в горы на этюды. Было написано несколько этюдов Белухи. Один из них хранится в Лувре (Париж). В последующие годы Рерих многократно писал Белуху. Она для него была символом Алтая и России в целом. Всю свою жизнь он стремился попасть назад в Россию, собирался провести остаток своих лет на Алтае. В 1947 году Н.К.Рерих пишет картину «Приказ Учителя», которая осталась неоконченной. На фоне гор мы видим летящего орла. На заднем плане – гора Белуха, к которой устремлялось его сердце.
Музей Н.К.Рериха. Н.К.Рерих. Приказ Учителя (подлинник). 1947.
Н.К.Рерих утверждал, что в Уймонской долине имеются все условия для создания в будущем большого научного и культурного центра - города Звенигорода, от стен которого должен начаться расцвет Азии. Он посвятил этой теме несколько своих картин.
Фото 214. Республика Алтай. Музей Н.К.Рериха. Святослав Рерих. Портреты Николая Константиновича Рериха (1940-е) и Елены Ивановны Рерих (1931). Вверху - Знамя Мира. Эмблему «Знамени Мира» можно видеть на многих полотнах Н.К.Рериха.
Н.К.Рерих. Мадонна Орифламма. 1932. Картина посвящена Пакту по охране культурных ценностей. На картине изображена Мадонна с развернутым в руках полотнищем «Знамени Мира».
Флаг, названный «Знаменем Мира» должен был водружаться на объекты, подлежащие охране. Флаг, представляющий собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными кружками, символизировал вечность (замкнутая окружность), выражающуюся в преемственности прошлого, настоящего и будущего (три кружка). В 1929 году Рерих вторично поднял вопрос об охране культурных ценностей в военное время (в 1914 году он не нашел отклика). Он разработал Пакт по охране культурных ценностей, который гласит: «…Учреждения, коллекции и миссии, зарегистрированные на основании Пакта Рериха, выставляют отличительный флаг, который даст им право на особое покровительство и уважение со стороны воюющих государств и народов всех договорных стран». В апреле 1935 года президент США Рузвельт и представители 20-ти государств Южной Америки подписали Пакт Рериха, в 1948 году к ним присоединилась Индия. Но, как мы уже знаем, во время Второй Мировой войны охрана культурных ценностей не осуществлялась… Не осуществляется она и в наше время… Трагическая судьба жемчужины мировой цивилизации – сирийской Пальмиры, основанной три тысячи лет назад царём Соломоном, - ярчайший тому пример.
Музей Знамени Мира имени Рериха (Республика Алтай) проводит бессрочную акцию по сбору подписей за принятие Пакта Рериха Россией, её союзниками и всем мировым сообществом. 15 апреля 2017 года обнародован Манифест Знамени Мира, который заканчивается такими призывами: «Пусть Свет Культуры зажжёт сердца людей во всём мире!», «Пусть великое Знамя Мира поднимется над планетой!». Я присоединилась к этой акции и поставила свою подпись на Подписном листе.
На первом этаже музея располагается очень интересная экспозиция, где возле картин Н.К.Рериха, написанных после Центрально-Азиатской экспедиции, для сравнения, висят фотографии тех мест, которые изображены на картинах, а также записи из дневника Рериха об этих местах.
Н.К.Рерих. Перевал Сассер. Между 1925-1927. Внизу - фото «Перевал Сассер». 1925.
Н.К.Рерих. Озеро Шешнаг. 1939. Внизу – фото «Горное озеро в Тибете. 1928».
Также в музее выставлены фотографии и личные вещи семьи Рерихов, репродукции картин Святослава Николаевича Рериха.
Музей Н.К.Рериха. Пиджак Н.К.Рериха. Короб из лозы (принадлежал семье Рерихов).
С.Н.Рерих (1904-1993). Возлюби ближнего своего.
В селе Верх-Уймон Рерихи находились с 7 по 19 августа 1926 года. Далее члены экспедиции через Барнаул, Новосибирск и Иркутск добрались до Улан-Удэ, откуда проследовали в столицу Монголии - Улан-Батор. В 1957 году Юрий Николаевич Рерих привез в Москву 418 произведений художника. По завещанию отца 60 картин были переданы в Новосибирскую картинную галерею, а остальные – в Государственный Русский музей в Ленинграде. Мы с вами видели картины Н.К.Рериха в Новосибирске (см. часть 6 рассказов, фото 65-67), а также памятник Н.К.Рериху на берегу Катуни (см. часть 14, фото 164). Сведения о музее Н.К.Рериха в Новосибирске - см. часть 10.
Далее мы продолжим путешествие по Чуйскому тракту, побываем в центральной части Республики Алтай, увидим «картинную галерею» каменного века.
Уважаемые читатели! Я жду ваши отзывы! Так как я - начинающий рассказчик, мне важно знать ваше мнение!
Ваш город?
Заказ звонка
Заказ услуги