успех на стороне активных!
В рамках проекта «Театральный проезд» в Тамбовском молодежном театре прошел моноспектакль «Рудольф Нуреев. 48 часов». Его привезла Инна Соколова-Гордон и Андрэ Мошой. Театр «Русская сцена» приехал в Тамбов из Берлина. В Германии спектакли идут на русском и немецком языках.
Инна Леонидовна Соколова-Гордон сценарист и режиссер-постановщик «Русской сцены». Ей в руки как-то попалась книга ирландца Колума Маккэнна «Танцовщик». В аннотации было написано про маленького мальчика, который в расхлябанном бараке на земляном полу танцует в ношеных-переношеных ботинках, и пыль стоит столбом, скрывая танцующего. А спустя два десятилетия, у его босых ног уже лежит весь мир. Роман о Нурееве.
Нуреев – гений, и как гений – фигура противоречивая. Но Инна Леонидовна за идею взяла лишь одну грань жизни Рудольфа – дорогу к маме через четверть века. И боль от длительной разлуки с мамой, которая дала своему любимому младшему сынишке всё. А он в свои двадцать три года (родился 17 марта 1938 г), в 1961 году остался в Париже – понял, что за ним по пятам ходят КГБ-шники и собирают компромат. Рудольф же хотел просто танцевать. Танцевать, как хочет и где хочет. Никакой политики. Один танец. Спустя четверть века, в 1987 году советские власти разрешили Нурееву приехать повидаться со старенькой матерью. Вот об этом фрагменте жизни знаменитого танцовщика и есть спектакль.
В поисках полноценного документального материала Инна прочла дневники Нуреева, письма. Пересмотрела документальные фильмы, выступления Рудольфа. И из этого материала родился сценарий. Все лишнее было отсечено, осталось два дня из жизни артиста. Но какие!
Выбор на актера Андрэ Мошой пал осознанно: очень похож типаж, да и физические данные отличные: фигура, звериная грация, красивое лицо. Андрэ родился в советской Молдавии и рос в удаленной от цивилизации горной деревушке, которая географически действительно находилась на окраине республики. В старших классах переехал в Кишинев, и уже там пришел в драматическую студию. Русского языка не знал. Родным был румынский. После Кишинева поступил в Щукинское училище. Там тоже не особенно старался освоить русский язык, знал, что вернется в Кишинев, а там придется работать в театре на румынском языке. Но судьба занесла в Германию. И уже в Берлине он плотно стал общаться с Инной Соколовой-Гордон, хотя в Москве были знакомы: та часто заглядывала в «Щуку». И тогда взялся за русский язык: работа в театре «Русская сцена» обязывала. И вот, пригодилось же! А что акцент, так это даже добавляет шарма.
Роль Рудольфа Нуреева готовилась долгих полгода. Полгода ежедневных репетиций, работа у станка, со станком, на станке, под станком. Кстати, декорации везли компактно упакованными, но в вагон они не влезли. Пришлось договариваться с бригадиром поезда. Приехали декорации в административном вагоне. Небольшое приключение, а нервов потрачено много.
Работа над ролью давалась не то, чтобы тяжело, хотя трудно было физически – тело должно было слушаться. Морально же Андрэ, как говорится, примерил образ на себя. И он оказался впору. Хотя к балету Мошой «никаким боком» - он так сам сказал - на сцене он отлично себя чувствовал, работая на станке. Каждый мускул передавал движение, и создавалось ощущение полноценного танца, даже, когда танца не было. Говорящая спина работала на зал, и зал всё понимал. И аплодировал. А по актеру пот стекал ручьями….
Как говорит о нем режиссер-постановщик:
- Андре Мошой - штучный драматический артист. У него потрясающая искрящаяся энергетика. Звериная пластика и отличное владение красивым телом.
Андрэ Мошой:
- Я ищу точки соприкосновения с героем, которого играю. Если герой интересен мне – над ролью работать легко. А Нуреев потрясающе интересный и красивый человек. Он – личность. Многогранная, целеустремленная. Но и беззащитная перед произволом властей, от этого и его душевный надлом, внутренняя трагедия. Я люблю движение на сцене, пластику. И выходя на сцену, я начинаю зрителя «прощупывать»: хочу его понять, почувствовать. Это длится минут пять. Мне этого достаточно. Надо уловить связь и захватить публику, и тогда спектакль поплывет по волнам свободно.
«На профессиональную сцену он пришел из самодеятельности», - так заметил диктор о Рудольфе Нурееве в одном документальном фильме, который рассказывал о фестивале в Вене Ленинградского государственного театра оперы и балета. Так и было. Семнадцатилетнему Нурееву приходилось догонять сокурсников изнурительными тренировками. Он смог. В двадцать лет он догнал и перегнал товарищей по классу. Стал лучшим выпускником Ленинградского хореографического училища. А ведь его кто-то из учащихся, а то и преподавателей, называл «неудачником в балете».
«Меня похоронят танцующим», - так однажды сказал о себе Рудольф Нуреев. Жизнь не представлял без движения. Когда больно – танцевал, когда страшно – танцевал. Когда бил отец (воспитывал, отбивал желание танцевать) – танцевал.… Ещё дошколенком выступал с русскими народными танцами перед ранеными в госпитале. А те засовывали в чулочки пацану кусочки сахара. (Я не ошибаюсь, тогда дети носили чулочки на поясе: и девочки, и мальчики). Домой возвращался с кусочками сахара. А раненые посмеивались – ноги, мол, раздулись, больные… Воспоминания проносятся одно за другим - идет спектакль «Рудольф Нуреев. 48 часов». Идет всего восемьдесят минут, а перед глазами зрители проживают самый трагический момент из жизни гениального танцовщика Рудольфа Нуреева.
С мамой встреча была, сын успел. Но облегчения знаменитому артисту она не принесла: мама его не узнала, старость. Слишком поздно. Поздно.… А он так хотел, чтобы мама им гордилась, чтобы услышала правду из уст сына: «Мама, не верь! Всё, что говорят обо мне – ложь»… Правда одна: Нуреев – самый знаменитый танцовщик прошлого века, который вошел в Книгу рекордов Гиннесса, как абсолютный рекордсмен по количеству вызовов на бис – восемьдесят девять раз за один вечер. Нуриев, уфимец, прославил советский балет на весь мир. Но, и спустя 26 лет после смерти самого известного "невозвращенца" в СССР, история его жизни продолжает будоражить людей во всем мире: выходят книги, спектакли, фильмы о нем.
- Спектакль в Тамбове? Да, мы рисковали. Не предполагали, как публика примет. Ведь, это в какой-то степени провокационный спектакль. Но режиссер-постановщик Инна Соколова-Гордон бережно отнеслась к личности великого балетмейстера и, думаю, наш зритель спектакль оценит. – Поделился переживаниями директор ТМТ Валерий Беляев.
После спектакля зритель был растерян, одухотворен, раздосадован. Но у каждого была реакция на увиденное.
Маргарита Матюшина тоже поделилась:
- Я не могу сказать, что мне все понравилось. Мне мешали действия актера вокруг станка, подвешенных брусьев. Это отвлекало и сбивало настрой, нарушало ритм. Провалы какие-то ощущались. Но в целом, хороший спектакль.
А я думаю, если зритель уходил и обсуждал – спектакль получился! Равнодушных не было. А о себе скажу – не могла сдержать слезы: закрытая страна, ничего низзззяяя, ломаются судьбы, и нет просвета. Страшно. Да и жизнь идет по спирали.…
Елена Трофимова, гл. редактор портала «Позитив Сити»
Информационный партнер портала «Позитив Сити»
Ваш город?
Заказ звонка
Заказ услуги