успех на стороне активных!

Андрей Пермяков: "Театр был для меня степным рысаком, которого нужно "укротить"!»

«Нельзя преподавать человеку, нельзя его обучать! Заражение – единственный способ влияния на этот свет. Заражение своим увлечением… Свою жизнь нужно строить как произведение искусства, и тогда она станет радостной!» Словами артиста Славы Полунина вот уже 30 лет руководствуется художественный руководитель театра "Золотой ключик", актер и режиссер, заслуженный деятель искусств АРК Андрей Пермяков. В своем интервью "Крымскому театралу" Пермяков рассказывает о нелегких театральных реалиях, работе с детьми-актерами и делится планами на предстоящий XXXI сезон в евпаторийском театре "Золотой ключик".


"Родом из детства"

- Мы все родом из детства, а в детстве деревья кажутся большими, трава зеленее, а небо бескрайним и лазурно-синим. Мир вокруг представляется непорочно прекрасным, а все двери - открытыми… Таким и я видел жизнь 30 лет назад. В то время театр был для меня непостижимо великим: сцена - громадной, кулисы - высокими, а актеры, первые «ключики», по сравнению со мной, были взрослыми дядями и тетями. «Золотой ключик" казался мне степным рысаком, которого нужно «укротить»! С годами мне удалось это сделать и стать уверенным "наездником" (смеется). Сегодня каждый уголок в родном театре для меня любим всем сердцем. Театр – он живой и всегда актуальный; он увлекает, заставляет сопереживать, приносит в жизнь какие-то новые краски, отвечает на важные и сокровенные вопросы, дарит путешествие в детство… Любая ситуация, разыгранная нами в сказке или другом драматургическом материале, так или иначе, имеет альтернативу в реальности. Поэтому в жизни каждого человека театр должен занимать особое место, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Евпаторийцам повезло – у них есть такое место. В мае Международный центр театрального искусства «Золотой ключик» отпраздновал свое 30-летие, а уже 17 ноября мы отметим 10-летие со дня рождения первой профессиональной актерской труппы в Евпатории – Молодежного театра «Студия 22». Отмечать будем с размахом – к этой дате готовим творческие встречи с артистами и масштабный фотопроект «Образы», в котором студийцы предстанут в самых разнообразных сценических амплуа.


«Театр буквально трещит по швам…»

- В профессиональном смысле «Золотой ключик» очень вырос и изменился: более полутора сотни сотрудников и около 1000 детей занимаются и работают на базе нашего центра; число цехов, обслуживающих театр, растет также стремительно, как и число спектаклей; создается репертуар для взрослого зрителя... Костюмерные цехи уже «трещат по швам», и мы каждую более или менее свободную площадь в театре выделяем для хранения костюмов, головных уборов, обуви, реквизита... И, как и 30 лет назад, наш театр играет важную роль в жизни Евпатории. Только в XXX театральном сезоне на спектаклях и других мероприятиях "Ключика" побывали около 30 тыс. гостей из России, Украины, Белоруссии, Эстонии, Англии, Германии, Чехии, Аргентины! Хочется верить, что уже скоро мы сможем пригласить всех театралов, приезжающих посмотреть на евпаторийское "чудо", в наши новые современные зрительные залы, а наши "ключики", чьи золотые ручки "одевают" спектакли, а их проходит около 200 в год, будут работать в прошедших реконструкцию, либо новых помещения... Сдвиги уже есть – со следующего года согласно Федеральной целевой программе начнётся реконструкция «Золотого ключика» и, что важно, нашему центру будет присвоено имя его основателя - Олега Анатольевича Пермякова!


"Я как Колумб поведу команду по новому пути!"

- Вот говорят, "Дома и стены лечат". Действительно, решиться на реконструкцию очень сложно, но я верю в закон изобилия, следуя которому, для того, чтобы пришло новое, лучшее, нужно расстаться со старым. Без этого никак: для того, чтобы работать в большом профессиональном зале и радовать детишек еще более впечатляющими постановками, нам придется попрощаться со старыми, пусть и очень дорогими сердцу, помещениями. Я в каком-то смысле Колумб – меня привлекает эта «Terra Incognita» (с лат. — «Неизвестная земля»). Самое главное, чтобы наш коллектив пошел за мной как за Колумбом! А вот с залом, который построил мой отец, я не смогу расстаться. Согласно предварительному проекту он останется в том виде, в котором есть сейчас. Для меня малый «зеленый» зал особенный - он очень уютный и камерный, с потрясающей театральной атмосферой! Он "намоленный".

"Мы являемся локомотивом, который идёт по новому маршруту в новое театральное будущее ..."

- Еще недавно о «Золотом ключике» знали далеко за пределами Евпатории, но очень мало, кто знал в самом Крыму. Сегодня мы все чаще и чаще встречаем крымчан на наших спектаклях и новогодних шоу-программах. Но, так или иначе, в театральную среду крымского полуострова и театров Севастополя мы "интегрировались" благодаря крымскому отделению Союза театральных деятелей России, учредившему Высшую театральную премию Крыма "Золотой грифон". Здоровый дух соперничества между театрами привел к тому, что мы... подружились! Очень важным событием для всех нас стало также участие севастопольских театров в данном смотре. Сегодня мы являемся своеобразным локомотивом, который идёт по новому маршруту в новое театральное будущее... Мы дружим, мы обмениваемся творческими идеями, ездим к друг другу на премьеры. Мы радуемся и грустим вместе, поддерживаем друг друга, когда это нужно. Это очень здорово! Так и должно быть. Более того, "Золотой ключик" никогда не стоит на месте. Сайт театра, республиканский медиапортал "Крымский театрлЪ" и странички в соцсетях позволяют театралам практически в режиме нон-стоп следить за театральной жизнью Евпатории, Крыма и Севастополя. А в новом сезоне мы планируем выпустить полноценные телеверсии наших спектаклей. Сейчас ведем переговоры с некоторыми профильными телеканалами и крупными федеральными интернет - ресурсами. Помимо этого, по примеру наших столичных коллег из Театра на Таганке, начали изучать возможность внедрения технологии "виртуальной реальности". VR - даст возможность любому человеку в любой точке мира посещать наши спектакли виртуально, благодаря специальному гаджету - очкам виртуальной реальности. Мы напишем специальное приложение, купим камеры и вуаля... Кстати, вчера я в таких очках гулял по парижскому диснейленду. Очень круто!


"Злодеям станет страшно, а зрителям - весело!"

- На XXXI театральный сезон у меня большие планы – выпуск сразу нескольких спектаклей. Первой на суд юных театралов мы представим романтическую сказку о приведениях, спектакль "Плуфт, или маленький призрак" по пьесе португальской писательницы Клары-Марии Машаду - основоположницы детского театра в Бразилии. В спектакле будет множество загадок и неожиданных фантастических ситуаций, от которых злодеям станет страшно, а зрителям - весело! Еще одной фишкой этой постановки станет ее сверхтехнологичность - в ход пойдут все новые приемы, видеодекорации, но на "авансцене" останется непревзойденный актерский ансамбль маленьких артистов "Золотого ключика" и взрослых профессионалов из "Студии 22". Это всегда успех! В то же время, я не перестаю мечтать о работах для взрослого зрителя - спектакле «Про Федота-стрельца, удалого молодца» по пьесе Леонида Филатова, уже побывавшей в репертуаре нашего театра в 1988 году в постановке моего отца Олега Пермякова. На Новый год, впервые, мы хотим попробовать поставить параллельно два спектакля – один для детей, второй для взрослых. Детям покажем большой красочный мюзикл «Золушка» по мотивам произведения Евгения Шварца, а взрослых порадуем предрождественскими атмосферными историями про любовь по новеллам О. Генри, мастера "смеха сквозь слезы", в частности, "Дары волхвов", "Персики", "Из любви к искусству", "Фараон и хорал", "Ёлка с сюрпризом" и др. В новом сезоне мы еще ярче проявим себя в жанре читки. Уже в начале осени Молодежный театр "Студия 22" проведет две читки: в сентябре - по пьесе Клода Фортюно "Учитесь водить автомобиль заочно" (реж. Роман Рыжов) и в октябре - по сказке Евгения Шварца "Дракон" (реж. Сергей Новиков).

"Главное, чтоб режиссер Пермяков не кричал на актера Пермякова"

- В нашем театре и взрослые актеры и актеры-дети существуют на равных. Иногда взрослые ведут себя хуже детей, ведь артист - это личность капризная, своенравная, но в то же время нежная, очень восприимчивая к сквознякам, замечаниям и повышенному тону... Очень сложно бывает работать, при том, что я сам являюсь и актером, и режиссером, иногда и художником... Я сам боюсь, чтобы режиссер Пермяков не кричал на актера Пермякова (смеется)! Вообще быть играющим режиссером нелегко, но я равнозначно люблю создавать постановки и играть на сцене. XXX театральный сезон подарил мне много интересных ролей и в театре и в кино, а еще две награды за любимые роли: Высшую театральную премию Крыма за роль капитана Крюка и "сказочного злодея" на фестивале "Сказочное королевство" за роль Бабы Яги. Всего, как актер, я отыграл за сезон 115 спектаклей. Хочется, чтобы в новом сезоне мы не сбавляли обороты!


"У меня по "сундучкам" разложено то, что я собрал за многие годы"

- Мой актерский опыт насчитывает более 50 ролей, каждая из которых повлияла на мое становление как актера, режиссера и руководителя в последующее время. К примеру, роль Лонгрена в спектакле "Алые паруса" выпала на период моего творческого взросления, время, когда я впитывал в себя театральные образы, созданные именитыми мастерами сценами, вдохновлялся, искал себя... В принципе, я не перестаю это делать и сегодня, когда за плечами "сундучок", в котором все, что я собрал за многие годы, - палитра интонаций и тембров голоса, разнообразные жесты и движения, характеры и привычки... Другими словами, мастерство актера - то, что не купить и не отнять; оно приходит с опытом. Роль Карабаса Барабаса я играю уже 10 лет. Сегодня это шестая редакция спектакля "Золотой ключик", и тот Карабас, который был в начале и сегодняшний, - это два разных сценических образа, сотканных из множества нитей, которые на сцене превращаются в большое театральное полотно. Сегодня Лукьян Чебаков и Сэм Гиггс являются одними из любимейших моих образов.

"Детей нельзя учить, детей надо влюбить!"

- Мои воспитанники, Театральная студия Анастасии и Андрея Пермяковых, - это полноценный коллектив со своими традициями, устоями и законами. В театр они пришли в 6-7 летнем возрасте. За спиной у юных артистов уже четыре репертуарных спектакля и гран-при европейского театрального фестиваля. Могу сказать, что в их "сундучках" уже накоплена солнечная театральная детская энергетика и азы ремесла, достаточные для того, чтобы стать артистами. Но в "Золотой ключик" они приходят не только за этим - каждый день они бегут сюда за общением, теплой дружеской атмосферой и, конечно же, бесценным опытом. Чем старше я становлюсь, тем сильнее мое убеждение, что детей нельзя учить, их надо влюбить. Мои дети знают, что я всегда рядом, что я их люблю и всегда готов поделиться с ними самым ценным - своими умениями и знаниями! Сегодня очень модные тренинг-менеджеры, рассказывающие, как просто выйти замуж, как стать успешным.... Как правило они несчастны, одиноки и мало чего добились в жизни, а опыт может передать только тот, кто по-настоящему любит свое дело! Сегодня меня окружают красивые талантливые люди – одна большая творческая семья, одержимая любовью к театру, независимо от профессии и должности. Ведь главной мотивацией для нас всех являются отнюдь не деньги. Есть много других бизнесов, приносящих больший доход, но ничто не привлекает так же, как театр, где каждый вечер видишь счастливые лица зрителей как главную оценку своей работы. Вот это и есть основная мотивация для всех нас! Беседовала Галина Язовицкая,

редактор медиапортала "Крымский театралЪ" https://c-teatral.ru/

Фото: Елена Дудченко