успех на стороне активных!

Кибербезопасность: полезные советы родителям и детям

Под информационными потребностями понимают необходимость в сведениях об окружающей действительности, которые могут пригодиться для совершения каких-либо действий. С детства для принятия решений человеку требуются различные сведения. На начальных стадиях их предоставляют окружающие: семья, друзья, учителя. Но наступает момент, когда ребёнку нужна информация, которую он не может получить из привычных источников (из памяти и близкого окружения), и тогда возникает то самое дефицитарное состояние, которое мотивирует к осознанию новой потребности – информационной. Дети ощущают несовпадение между имеющимися сведениями и необходимыми, и это подталкивает их к поисковому поведению. Они начинают самостоятельно осуществлять поиск информации, в том числе, в медиапространстве. Но в этом онлайн-многообразии подрастающее поколение, зачастую, находит не всегда полезную информацию, так как не имеет навыков фильтрации информационного массива. Поэтому возникает проблема информационной безопасности детей.


Важнейшему вопросу кибербезопасности детей и подростков в сети Интернет были посвящены совместные информационно-просветительские мероприятия отдела правовой информации ТОУНБ им. А. С. Пушкина и ТРО ООО «Ассоциация юристов России», проведённые 25 октября в с.Рудовка и с.Пичаево Пичаевского района Тамбовской области в рамках проекта «Мобильная правовая помощь».

В ходе дискуссии с аудиторией ведущий библиотекарь отдела правовой информации И. С. Тявкина отметила, что проблема защиты информационного пространства ребёнка на сегодняшний день стала особенно актуальной, поскольку ресурсы сети Интернет стали использовать практически в каждой семье. Безусловно, Интернет предлагает колоссальные возможности для обучения и развлечения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Ребёнок, оставаясь один на один с компьютером, получает доступ к социальным сетям, форумам, информационным сайтам и блогам не всегда достойного и правильного наполнения. Взрослый человек, в большинстве случаев, в состоянии отфильтровать ненужную информацию, с которой сталкивается в сети. А вот ребёнок этого сделать не сможет, так как не имеет соответствующих знаний и навыков. Следовательно, нуждается в защите своего информационного пространства со стороны взрослых, в первую очередь, со стороны родителей.

Существенная проблема заключается ещё и в том, что очень многие родители не являются уверенными пользователями компьютера, а их дети, наоборот, без труда пользуются современными гаджетами, тем самым, уходят от контакта с родителями в этом вопросе. Ребята «гуляют» в киберпространстве, общаются, дружат, играют — все это не покидая дома. Иногда это даже удобно, ведь не надо беспокоиться, что любимое чадо свяжется с плохой компанией, не задержится после вечерней прогулки, не подвергнется агрессивным нападкам неадекватных людей. Испытывая дефицит времени, родители торжественно вручают необходимый гаджет и доверяют наследника сети. При этом виртуальный мир ― это живые реальные люди по ту сторону сети, а значит, риски реальны, информационная угроза вовсе не иллюзорна. К группе риска относятся легкоранимые, впечатлительные дети, которым трудно наладить контакт с окружающими.

Используя подготовленную презентацию, библиотекарь рассказала собравшимся, в том числе родителям, с какими опасностями ребёнок сталкивается в сети и каким образом взрослые могут оградить его от этих опасностей. К таким опасностям относятся потеря родительского авторитета, активное вовлечение детей и подростков в депрессивные субкультуры, секты, экстремистские течения, не всегда положительное влияние социальных сетей и сайтов знакомств, незаконное использование персональных данных, искажённая социализация, игромания и др.

Описание опасностей в медиапространстве может создать ложное впечатление об Интернете как о полностью вредной, разрушительной среде. Конечно, это не так. Информационное окружение — это своего рода бассейн, к которому подключено множество труб. Из некоторых в этот бассейн льется грязь, зато из других — чистая вода.

Задача родителей — научить ребенка грамотно управлять этими трубами, защитить его информационное пространство от грязи. Родители должны тщательно проверять информацию и учить этому детей, формировать у детей нормальную систему ценностей, адекватную картину миру, знакомить их с подлинной великой наукой и подлинным великим искусством. В рамках проекта «Мобильная правовая помощь» для учащихся 10-11 классов Рудовской и Пичаевской СОШ были проведены правовые уроки, направленные на повышение уровня медиаграмотности школьников и обучение основам информационной безопасности в сети Интернет. Член ТРО ООО «Ассоциации юристов России» А. В. Воробьёв рассказал школьникам о том, как правильно вести себя в медиапространстве, об ответственности за противоправные действия детей и подростков в сети.

Все мероприятия сопровождались презентацией, демонстрацией видеороликов социальной направленности, распространением информационных материалов о правах и обязанностях родителей, информационных угрозах Интернета, защите персональных данных, об общероссийском телефоне доверия, о социальных службах Тамбовской области, куда можно обратиться за консультацией в трудных жизненных ситуациях.

Во время проведения мероприятий все желающие смогли воспользоваться возможностью получить бесплатную юридическую консультацию.

Ведущий библиотекарь отдела правовой информации ТОУНБ И. С. Тявкина