успех на стороне активных!

Защита прав потребителей: стратегия 2030

Впервые за 25 лет развития национальной системы защиты прав потребителей у ее участников появился официальный документ, определяющий основные приоритеты на ближайшее десятилетие. Правительство РФ утвердило Стратегию государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. Соответствующее распоряжение подписал глава правительства Д. А. Медведев.

Вопрос о создании новой стратегии действий в области защиты прав потребителей был поднят президентом В. В. Путиным на заседании Государственного Совета в июне 2017 года, где было отмечено, что за 25 лет существования действующего закона «О защите прав потребителей» в него было внесено более 230 поправок. Кроме того, за прошедшее время в экономике страны возникли явления, о которых в 1992 году не могло идти речи:

микрофинансирование и появление большого числа микрокредитов, электронная торговля, развитие страхового бизнеса и др. В результате заседания Госсовета президент поручил правительству разработать стратегию государственной политики по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей и подготовить изменения в законодательство.

Прежде всего, в новом документе стратегического характера на основе правоприменительной практики, сложившейся за последние годы на федеральном, региональном и местном уровнях, дана оценка текущего состояния защиты прав потребителей в Российской Федерации. При этом новая Стратегия определяет цели, задачи и принципы государственной политики в области защиты прав потребителей исходя из тех рисков, которые несет в себе стремительно меняющийся мир: обеспечение соблюдения прав граждан на равный доступ к безопасным товарам и услугам, повышение уровня и качества жизни граждан, защита интересов потребителей всех слоев населения при акцентировании внимания на социально уязвимые группы населения. Реализации последней из названных целей посвящен целый раздел Стратегии. Следует отметить, что в мировой практике не так много примеров применения специальных мер по защите социально уязвимых групп населения, а выработка системного подхода к улучшению положения потребителей из числа лиц с ограниченными возможностями, людей старшего поколения, несовершеннолетних и ряда других категорий вообще является уникальным опытом.

Первоочередное внимание уделено ситуации с продуктами питания, медицинскими услугами, фармацевтическими товарами, энергоснабжением, коммунальными и туристическими услугами - тем, что вызывает наибольшее количество нареканий и является распространенным поводом для обращения граждан за консультациями или за судебной защитой. Стратегия призвана задать ориентиры эффективного регулирования проблем в сфере защиты прав потребителей как через индивидуальное консультирование, так и через специально разработанные программы, в частности, повышения правовой и потребительской грамотности населения.

Уровень информированности потребителей о своих правах, о рациональном потреблении и выборе товаров и услуг, о механизмах урегулирования споров является важным индикатором развития информационного общества. Планируется, что информированность российского потребителя будет улучшаться за счет реализации программ правового просвещения, повышения потребительской грамотности, а также за счет развития государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, на базе которого предполагается создание высокотехнологичной платформы для потребителей, где будет собрана важная и актуальная информация. Необходимость актуализации и систематизации потребительского законодательства - еще одно из ключевых направлений Стратегии на ближайшую перспективу. Важно, чтобы потребители обладали набором базовых неотчуждаемых прав независимо от того, касается ли это приобретения недвижимости, финансовых, медицинских, цифровых услуг, заключения договора перевозки или дистанционных покупок в сети Интернет.Документом планируется обеспечить защиту потребителей в сфере электронной торговли на уровне, сравнимом c другими формам торговли. Большое внимание в Стратегии уделено и необходимости выработки системного подхода по борьбе с недобросовестными практиками со стороны продавцов, исполнителей и их посредников, которые отрицательно сказываются на потребителях, вызывают рост недоверия к новым сферам экономики и отдельным продуктам, что в целом мешает развитию добросовестных участников рынка. Для этих целей, в частности, предполагается реализовать меры по противодействию агрессивным методам маркетинга и нарушениям, связанным с недостоверной маркировкой товаров.

Одной из принципиально новых процессуальных возможностей защиты прав и законных интересов групп потребителей должно стать внедрение процедуры рассмотрения в судах групповых исков. Также предполагается, что доля споров с участием потребителей, разрешенных в досудебном и внесудебном порядке, в общем количестве споров с их участием к 2030 году должна достигнуть 50%.

Стратегией закрепляется идея расширения международного сотрудничества в области защиты прав потребителей и активного участия Российской Федерации в этих процессах. Это в первую очередь необходимо для выработки эффективных механизмов защиты российских потребителей при совершении ими покупок за границей и приобретении услуг на иностранных интернет-ресурсах.

Утверждение Стратегии предполагает разработку в шестимесячный срок подробного плана мероприятий по ее реализации. Эта работа будет осуществляться с учетом предложений участников национальной системы защиты прав потребителей и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, к указанной дате ожидается, что в каждом регионе стране будет действовать специальная программа по защите прав потребителей. С основными правовыми аспектами формирования иразвития системы защиты прав потребителей в Российской Федерации знакомит виртуальная выставка отдела правовой информации «Защита прав потребителей: cтратегия 2030», представленная в аккаунте отдела в Googlе+ по ссылке: https://plus.google.com/u/0/collection/UVRXBB Основной акцент в подборке публикаций периодических изданий за 2015-2017 гг. был сделан на правовых аспектах разрешения актуальных проблем в сфере защиты прав потребителей.

О. В. Толмачева,

главный библиотекарь

отдела правовой информации ТОУНБ