успех на стороне активных!

«Автограф» на память, «Арию» наизусть


28 августа в мичуринском кинотеатре «Октябрь» прошло необычное мероприятие. Мы даже сказали бы - два мероприятия под одной афишей: выставка гитар советского производства и стран соцлагеря в холле кинотеатра, а также акустический концерт легенды таких рок-коллективов как «Автограф» и «Ария» - Артура Беркута в кафе «Яблоко».


Патронировал  событие главный устроитель богемной и культурной жизни в Мичуринске – генеральный директор кинотеатра «Октябрь» Михаил Алексеевич Малахов. Ему активно помогали: рок-музыкант Артур Беркут, мичуринские коллекционеры музыкальных электроинструментов Андрей Каверин, Олег Ефимов и собиратель советских раритетов Александр Сергеев, привёзший на выставку экспонаты из Моршанска.


На выставке главным образом были представлены гитары четырёх стран, трёх из которых уже не существует на политической карте мира: СССР, ЧССР, ГДР и Болгарии. Тут можно было увидеть свердловскую «Тонику», ростовскую «Аэлиту», героя социалистических электрошестиструнок - болгарский «Orpheus», короля тогдашних басов – немецкий Action и многие другие марки советской и не только гитаропромышленности.


Для многих посетителей выставки оказалась приятной неожиданностью, что в стоимость билета был включен и небольшой фуршет, на который всех любезно пригласили после торжественного открытия.



Кто-то сразу устремился к «шведскому» столу, а кто-то с умилением рассматривал экспонаты, пробуждая в памяти те прекрасные моменты юности, когда в городе создавались первые ансамбли, под музыку которых происходили главные романтические события в жизни.


Но вот вся публика заторопилась на второй этаж, в кафе «Яблоко», а это значит, что скоро начнётся то, ради чего сюда пришёл каждый – акустический концерт Артура Беркута.

Заметим, однако, что паузы в ожидании музыканта не было, так как разогревал его замечательный тамбовский гитарист Дмитрий Старков, в оригинальной аранжировке которого прозвучали всем известные композиции, среди которых были битловская «Yesterday», «Парижские прогулки» Гэри Мура и различные попурри.

На уютной компактной сцене с акустикой в руках появился Артур Беркут, который в этот вечер был и сам себе режиссёр, и сам себе оркестр. Небольшое приветствие - и помещение «Яблока» наполнились приятным тенором Артура Вячеславовича.


В начале своего выступления музыкант порадовал поклонников более старшего поколения, сыграв несколько популярных композиций из репертуара группы «Автограф», в том числе получившую большое количество призов, но так и не вошедшую ни в один альбом -  «Головокружение». Были исполнены песни из сольного творчества Артура Беркута: «Право дано», «Семь морей», «Пират». Лирическую балладу «Сон» легендарный рокер спел в дуэте с певицей Оксаной Михеевой, а по совместительству супругой музыканта.

Во второй же части концерта грянули долгожданные арийские медляки: «Мечты», «Небо», «Там высоко», «Потерянный рай». Но Артур Вячеславович ничтоже сумняшеся зарядил под акустику и более быстрые композиции «Арии»: «Встань, страх преодолей», «Воля и разум». А на бис была ещё сыграна и «Улица роз».

То, что происходило в зале (с лёгкой руки Беркута прозванного «Олимпийским»), и передать невозможно. Все гости «Яблока» пели в унисон с артистом, а кто-то даже танцевал, изображая игру на невидимой гитаре. Одним словом, настроение публики Артуром Вячеславовичем угадано было верно, и вечер прошёл в замечательной атмосфере дружественного «квартирника», по энергетике  близкого к концерту на большой площадке.

После успешного выступления рок-кумир пригласил своих преданных поклонников к небольшому столику с мерчем, где можно было приобрести фирменную атрибутику, а также пополнить свою коллекцию лицензионным диском с автографом музыканта. Счастливые посетители концерта воспользовались услугами современных гаджетов и унесли домой совместный портрет с Беркутом.

Мы тем временем сумели ненадолго отлучить Артура Вячеславовича от своих фанатов и попросили ответить на несколько вопросов.

- Что было такого хорошего в советских гитарах, что заставляет любителей музыки  коллекционировать их, приходить посмотреть на выставке?

А. Б.: Самое хорошее в советских гитарах – это то, что других просто не было. Многие сами вытачивали корпуса гитар, вставляли в них звукосниматели, которые покупались за 9 рублей. Эти инструменты издавали очень смешные звуки. И конечно, когда появились красивые, блестящие инструменты с огромным количеством ручек – это было уникально, а как они звучали – было всё равно. Потихонечку и педали стали появляться, которые назывались «Fuzz», «Ампл вибрато» и другие.

- Так как народные умельцы собирали инструмент под себя, получается, каждая гитара была неповторима?

А. Б.: Её приходилось очень долго доводить до ума. Струны очень далеко друг от друга стояли на грифе, поэтому пальцы ломались только так. Нужно было всё раскручивать, поднимать гриф, менять струны и, конечно, всё затачивать под музыканта.

- Напрашивающийся вопрос: тогда было тяжелее заниматься музыкой? Ведь приходилось искать инструменты, комплектующие к ним. Сейчас такой проблемы нет, и любой желающий может приобрести всё, что ему нужно.

А. Б.: А музыки-то нет! Музыки-то нет…

- А почему, действительно, так складывается, что новых легенд, равных Вам и Вашим коллегам на горизонте, особенно не видно? Есть, понятное дело, исполнители, но всё-таки не супер-рок-звёзды.

А. Б.: Я бы так не сказал. Всё-таки время идёт, и мы не можем сейчас играть ту музыку, которую играли «Битлз». Тогда это было здорово, но всему своё время. И мне кажется, когда не было инструментов, и был какой-то стимул сделать что-то своё, приходила совершенно другая потребность в музыке. Не потому что больше талантливых людей было, - в России всегда огромное количество одарённых музыкантов, певцов, композиторов, - просто сейчас совершенно другое время. Я же вот сейчас не ставлю своим детям винил, хотя знаю, что это сейчас модно. Они посмотрели бы на меня и сказали бы: папа, это что такое? Я им сказал бы: это музыка. И они были бы правы, ответив: это же чёрт знает что такое! Зачем тебе это, когда есть флэшка! Конечно, я не могу им этого объяснить: потому что такое звучание, здесь глубина звука, здесь должна быть специальная аппаратура. Сейчас народ этого не понимает. Это совершенно другое поколение.

- А сложные условия, может быть, больше закаляют? Сейчас ведь каждый может записать всё, что угодно.

А. Б.: Несомненно! Раньше, если даже была гитара, клавишные инструменты, то со студией было очень тяжело договориться, так как студия была одна – грамзаписи «Мелодия». Всё. И больше ничего не было. Это уж потом, когда  советские композиторы начали потихонечку привозить из заграницы магнитофоны, тогда уже можно было дома что-то сделать. Вообще тогда это было нечто уникальное. И не забывайте, что рок-музыка вообще была запрещена. Нельзя было писать слово «рок-группа», даже для простого наименования «группа» бралось специальное разрешение. Могли существовать только вокально-инструментальные ансамбли. Потом уже потихонечку появилась такая возможность. Вот и «Автограф» стал представляться как рок-группа. Директор Росконцерта, царствие ему небесное, говорил: убирайте приставку «рок», никакого рока! У нас нет никакого рока! Хотя на концерты все приходили в кожаных куртках, орали «давай рок, давай рок!».

- Вернёмся немного к теме гитар: когда у Вас появился первый «американец»?

А. Б.: Самого первого «американца» мне подарил один мой очень хороший друг. Это был акустический «Gibson», есть такая модель Elvis Presley. Я к ней даже не прикасаюсь, потому что это настолько уникальный инструмент. Я боюсь её поцарапать. Звучит она очень здорово. Это шестиструнная акустическая гитара с джамбо-декой. Не могу про себя сказать, что я профессиональный гитарист. Я просто себе аккомпанирую. Конечно, мне нравится хорошее звучание, но как говорит моя супруга: если тебе дать вилку, то ты и на вилке сыграешь.

- Это же и есть показатель профессионализма.

А. Б.: Не знаю чего это показатель, но музыкант в такой ситуации должен уметь  сыграть на любом инструменте. У меня, кстати, была шаховская шестиструнная гитара, а потом появилась гитара, которая стоила 6 рублей 50 копеек. Она была ещё меньше. И на ней умудрялись играть. Даже в неё умудрялись вставлять звукосниматели. О тех временах и гитарах можно долго, конечно, рассказывать…

- Не буду Вас долго мучить вопросами (улыбаемся). Скажите только: публика мичуринская Вам понравилась?

А. Б.: Отличная публика! Потрясающая публика! И город замечательный, и организатор. Всё здесь идеально!

- Можно вывести такую формулу успеха сегодняшнего вечера? Успех равен: Малахов + Беркут + коллекционеры советских гитар (вместе смеёмся над каламбуром).

А. Б.: Конечно! Отлично всё получилось. Очень здорово! Я бы, честно говоря, сделал бы небольшое выступление гитаристов, которые попробовали бы сыграть что-нибудь на сцене. Чтобы это был такой гитарно-акустический вечер, чтобы музыканты могли бы показать своё мастерство. Но всё равно здорово было! Здорово!

- А Вы знаете, что Мичуринск считается металл-столицей Тамбовской области? Здесь достаточное количество приличных металл-исполнителей. Может быть, Вы кого-нибудь из них слышали: Gothic Sky, DEVIL-MAY-CARE?

А. Б.: К сожалению, нет. Может быть, пока не слышал. Но на то он и андеграунд.

- А что могли бы пожелать всем мичуринским музыкантам?

А. Б.: Самое главное верить в то, что делаешь; быть всё-таки преданным русской культуре, потому что на концерты приходит русская публика. Русскому слушателю и зрителю приятнее свои родные вещи. Конечно, можно многому научиться у западных музыкантов, можно позаимствовать мастерство в звукозаписи, но корни сохранить русские. Самобытность свою нельзя терять ни в коем случае. Я жил одно время в Америке и знаю, что ни одна «заразная» группа не исполняет на русском языке, зато у нас здесь поют на английском языке очень многие. Я поэтому и говорю: пока они не заиграют по-русски, я по-английски петь не буду (смеётся).

- Но, а есть ли шанс у отечественной группы, которая исполняла бы песни на русском языке, чего-то добиться на Западе? «Górky Park» в своё время там прогремели, но они всё-таки пошли по пути наименьшего сопротивления и пели англоязычные тексты.

А. Б.: Вряд ли, вряд ли. «Górky Park» - это очень хорошая, замечательная, профессиональная команда, которую точно так же переделали, как и нас. «Автограф» переделали от начала и до конца. Тот материал, который мы привезли в Америку, понравился их продюсеру, но сказал, что надо всё переколпачить. А какой смысл тогда везти группу, которая здесь очень популярна и делать всё на американский манер? Совсем по-американски, вплоть до произношений, чтобы не было никакого акцента. Зачем убивать специфику группы? Мне кажется, что надо наоборот. Вот мы приехали в Германию, и я подготовил всю программу на английском языке, вплоть до ведения концерта: «Привет! Как дела?». Немцы сами попросили: веди на русском языке. Мы хотим экзотики. Вы же русские люди. Я говорю: во! Нормально! Тогда всё в порядке!

Артур Беркут как экс-лидер группы «Автограф» не отказал нам в своём росчерке и оставил на память пожелание.

Российские рок-звёзды для Мичуринска - птицы высокого полёта и не часто гостят у нас с концертами, но хочется верить, что Беркут и другие именитые исполнители ещё не раз нас порадуют своими гастрольными визитами.

 

Автор статьи: Денис Ерёмин

Автор фото: Катерина Ерёмина