Может ли керамика быть интересной? Кто-то задает этот вопрос, а Екатерина Каллас, преподаватель второй детской художественной школы имени Поленова города Тамбова, мало того, что глубоко прониклась этим направлением народного промысла, но и сама тщательно собирает и сохраняет русские традиции, которые дожили до конца двадцатого века, и были сохранены до настоящего времени неравнодушными людьми. Екатерина Каллас – одна из таких людей.
Екатерина – керамист со стажем. Шестого февраля она провела интерактивную встречу, больше похожую на яркое представление. Много посуды и игрушек из Фёдоровки, небольшой тамбовской деревни, было показано публике, которая в этот день собралась в зале Пушкинской библиотеки.
«Тамбовский традиционный промысел. Возрождаем традиции Фёдоровской керамики» - название экспозиции привлекло несколько десятков читателей и гостей, ведь каждый мог в этот день попробовать свои силы в создании фёдоровской игрушки из красной глины.
Деревня Фёдоровка, ранее – Зайцево, находится в Бондарском районе. Немудрено, что местные жители умели делать посуду из глины. Деревня уже в далекие времена была известна уникальными глиняными месторождениями. Веками коренное население добывало глину из недр. Глубина залежей – от 6 метров. А котлован рыли диаметром на 2,5 метра. Летом копать было трудно из-за постоянного осыпания земли. Догадались добывать гончарную глину в зимнее время. Кто хоть раз готовил этот пластичный материал к работе, знает, насколько трудоемка подготовительная часть: соринки и мелкие камушки просеять невозможно, только руками, только пальцами. Разминали исключительно ногами в плоской ровной ёмкости, руками было не промять вязкую тяжелую массу.
Почему фёдоровская керамика считается древней? Ученые историки смогли увидеть и понять спиральный способ вытягивания глины на гончарном круге: когда ноги «бегут», а руки мнут и тянут, тянут и поднимают вверх будущее изделие. С непривычки не получится, надо чувствовать глину, упорно пробовать одновременно работать ногами и руками, и только тогда будет результат.
У кого вдруг дома затерялась фёдоровская игрушка, тот может гордиться артефактом. Такая глиняная забава легко украсит частную коллекцию.
Особенности фёдоровской керамики – самобытный орнамент и «налепы». Часто на крышках, горшках, крынках, шкатулках гончары лепили зверей, которые водились в тамбовских лесах: волков, зайцев, птиц. Мастерили и сценки из охоты.
Историки «раскопали» информацию: в основном женщины занимались гончарным делом, а мужчины лепили игрушки чтобы занять малых деток. Малыши через глиняные игрушки развивались, придумывали свои игры и так познавали мир.
Фёдоровские гончары-керамисты не раз получали высокие награды и звания лауреатов всесоюзных выставок в стране, которой теперь нет – в СССР.
Фёдоровский народный керамический продукт даёт нам интересные ответы, что же такое «фёдоровская керамика», почему она была для наших предков значимой, и что же привнесла в жизнь людей из крупных городов.
Фёдоровская керамика XIX-XX вв. разместилась в двух витринах в выставочном зале Пушкинской библиотеки, и эта экспозиция продлится еще не один день в секторе ресурсов на иностранном языке, на втором этаже.
Елена Трофимова, журналист.
Информационный партнер ПОЗИТИВ СИТИ