успех на стороне активных!

Тамбовский «Чернозём». День третий


Третий день фестиваля по своей заявке обещал быть просто сказочным! В афише значились как молодые исполнители, галопом шагающие по чартам тематических радиостанций, так и матёрые «монстры» рок-сцены. Среди «молодой шпаны», которую в одноимённой песне в своё время искал лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин, значились три очень достойных коллектива: воронежские панк-рокеры «Сказки Чёрного Города», питерские металлокорщики «Stigmata» и начавшая в 2010-м году свой громкий творческий путь с «нулевого километра» группа «Мураками». Далее по списку шли только супер тяжеловесы стиля, среди которых каждый внёс свой весомый вклад в развитие российской рок-культуры: задорные и жизнеутверждающие «Ногу свело!» под предводительством Максима Покровского, меланхолично-философский «Крематорий», возглавляемый Арменом Григоряном, мощные панк-рокеры «КняZz» со своим культовым лидером Андреем Князевым. И, наконец, екатеринбургские классики «Чайф», ведомые к бесконечному самосовершенствованию Владимиром Шахриным и его тёзкой Владимиром Бегуновым. Список легенд третьего дня на фестивале «Чернозём» не был бы полным, если бы мы не упомянули балагура и затейника авангардного «АукцЫона», талантливейшего поэта, известного киноактёра и просто мега крутого представителя отечественного андеграунда Олега Алексеевича Гаркушу. 

На #СамомДушевномСобытииГода ему была отведена вполне знакомая роль ведущего. Гаркуша в качестве конферансье был неподражаем и великолепен. Он не только общался с публикой, но и был задействован в выступлениях некоторых команд. «Участник всяких «крематорских» дел с 1941-го года», как Гаркушу иронично представил во время исполнения своей программы Армен Григорян, прыгал по сцене с бубном, отплясывал в своей оригинальной манере и отрывался по полной. В паузах между выступлениями легендарный «аукцЫонист» о чём-то увлечённо общался с коллегами по цеху (наверняка было, что вспомнить общего из своей бурной молодости ветеранам «НАШЕнского» рок-н-ролла!), фотографировался с поклонниками и каким-то чудом опять оказывался на сцене и вновь приступал к неповторимому конферансу.

Но давайте поподробнее остановимся на каждом коллективе.

«Сказки Чёрного Города» - достойные адепты «Короля и Шута», исполняющие добротный панк-рок. «СЧГ» хорошо разогрели публику перед выступлением более именитых звёзд, задали отличную атмосферу дня и подняли высокую планку для исполнителей, выступающих после них. На пресс-конференции лидер коллектива Николай Ерохин показал журналистам свои многочисленные татуировки и рассказал о значении некоторых из них. Так, например, на руке Николая изображено несколько персонажей песен, сочинённых им. На груди фронтмена «Сказок» прямо в области сердца набит портрет кумира его юности - Михаила Горшенева из пресловутого «КиШ».

На смену воронежцам заступила Дияра Вагапова со своим превосходным бэндом «Мураками». Конечно, хотелось бы узнать, в честь какого из двух писателей Мураками назван коллектив - Рю или Харуки? Но, судя по наибольшей популярности последнего, скорее всего, в знак уважения к автору «Страны Чудес без тормозов и Конца света». Хотя Рю на наш вкус как писатель ничем не хуже. Ну да ладно, оставим это на суд самих музыкантов и их поклонников, а этот вопрос прибережём для интервью на следующем «Чернозёме». Казанцы очень сильно порадовали своим исполнительским мастерством: сразу видно, что активная гастрольная жизнь буквально за шесть лет превратила молодой коллектив в профессионалов с большой буквы.

И вот ватерлиния фестивального дня соприкоснулась с морем бушующих эмоций и восторгов: зрители встречали своих кумиров из группы «Ногу свело!». Максим Покровский отработал в соответствии со своим именем - по максимуму. После выступления было видно, что артист опустошён и на сцене выложился полностью. Расторопная пресса не дала музыканту ни секунды на отдых и заставила его вновь приступить к профессиональным обязанностям публичной личности. Нам удалось задать Максиму вопрос по части «творческой кухни». 


- Как чаще бывает: сначала приходит текст, а потом музыка, или наоборот? Или бывает по-разному? Или это органичный процесс? 



М. П.: Бывает по-разному, но чаще я пляшу от музыки. Именно в этом, с одной стороны, секрет «Ногу Свело!», а с другой - проблема группы. Я имею в виду внутреннюю проблему, потому что «Ногу Свело!» никогда себя не ощущали представителями русского рока, у нас всегда был западный подход, всё время это была мелодия на первых ролях. И в наших песнях, по-моему, это очень заметно. Вот, например, песня «Инстаграм», которую публика так мило сегодня пела вместе с нами (многие её услышали сегодня, наверное, в первый раз): она родилась от слов, она родилась от идеи. Это моя искренняя дань русским традициям, которые любит публика. Хотя я всё равно к русскому року себя не отношу. У нас это всё время музыка, музыка, поэтому очень сложно писать слова. Потому что, когда я пишу слова, для меня самое главное, чтобы не просто был смысл в словах, а чтобы фонетически меня не бесили звуки. Песня «Из Алма-Аты» родилась, потому что эти звуки мне подошли, и потом она уже стала «Алма-Атой». Сейчас мы делаем новую песню, она называется «Игры с огнём», и я не помню что, но у меня что-то вертелось по-английски. Однако я понимал, что нужно её делать по-русски, и когда у меня появились «где ты, там и я, где я, там и ты», то я понял, что, наверное, песня родится. (Максим напевает мелодию - прим. Д. Е.). И вот с ней я неделями ходил и мучился: неужели я, Покровский, спою что-то вроде (напевает в попсовой манере - прим. Д. Е.) «Не уходи, не уходи! Только держи аромат (по крайней мере, Максим поёт что-то похожее на это слово - прим. Е. Д.) любви». Nо! No! No-o-o! Хотя как у нас ещё русские любят: взять и поменять ударения. «До свиданьЯ, до свиданьЯ! Ты или я» (Максим напевает пародию на попсовое исполнение - прим. Д. Е.). И когда у меня родилось: «Игры с огнём. Игры с огнём» (поёт - прим. Д. Е.), о, я понял, что ей не умереть, а жить!

Небосклон «Чернозёма» заблистал ещё одной яркой звездой русского рока – под своды опен-эйровской сцены вышла группа «Крематорий». Армен Сергеевич Григорян со своей славной командой произвели настоящий фурор. В своём арсенале «Крематорий» припас для тамбовской публики самые взрывные композиции: «Безобразная Эльза», «Катманду», «Зомби» и многие другие. Лидеру «Крематория» Армену Григоряну, автору и исполнителю культовых нетленок, нами был задан «армянский вопрос»:


- Армянская нация дала миру большое количество талантливейших людей, в том числе и музыкантов, таких как: Арам Хачатурян, Герберт Караян, Арно Бабаджанян, современная группа System Of A Down. Скажите, а какой армянской группе или композитору Вы отдаёте предпочтение?

А. Г.: Безусловно, Комитас - основатель армянской музыки, и он считается одним из собирателей музыкальных веяний всего Армянского нагорья. Это выдающийся, если не великий композитор. И всё началось с него. К сожалению, почему-то многие армяне сейчас не придерживаются своих исторических персонажей, а пытаются петь какие-то непонятные азербайджанские мугамы. И вот в этом заключается тоска и печаль. А так Комитас на первом месте, конечно.

- Небольшое дополнение к этому вопросу: есть ли какие-то современные армянские исполнители, которые заслуживают Вашего внимания, но неизвестные в России? Что Вы нам посоветуете послушать?

А. Г.: Если говорить о классике, то это Алан Хованесс - очень интересный композитор; если говорить об эстраде, то это Гару и, естественно, Шарль Азнавур; если говорить о русском роке, то это и Каспарян, и Louna, ну и, не будем показывать пальцем, кое-кто ещё (улыбается).

Казалось, что «Крематорий» напалмом блистательного выступления уже выжег все эмоции у публики - так здорово Армен Сергеевич на пару с харизматичным бас-гитаристом, кандидатом философских наук, Николаем Коршуновым завели и измотали толпу, но в мгновение ока тишину разорвал «КняZz». Все вокруг погрузились в чары сказочных миров, созданных ещё в славные времена «КиШ», и перенеслись во владения Его Сиятельства «князя» русского панк-рока. Вот уж когда можно было в меру станцевать пого и уйти с головой в безудержный слэм! 


На пресс-конференции мы задали Андрею Князеву несколько вопросов.


- В вашей группе играет барабанщик Павел Лохнин, также известный по работе в тяжёлых металлических бэндах Perimetr и Dominia. Скажите, Вы сами любите слушать такую музыку?

А. К.: Нет, я не слушаю.

- А на какой музыке Вы выросли, от которой получали удовольствие, которая наполнила Вас энергией заниматься музыкой и создать рок-группу?

А. К.: Первая музыка, которая была для меня актуальна, - это пластиночка «Бременские музыканты». А потом, соответственно, ленинградский рок-клуб и многие его коллективы того времени. Естественно, это были «Алиса», «Кино», в итоге принял «Аквариум», хорошо относился к Шевчуку. Появились и другие команды, которые я начал узнавать: «АукцЫон», «Объект насмешек» с «Рикошетом» и ряд других.

- Вот Вы упомянули Юрия Юлиановича Шевчука. Насколько нам известно, Вы сотрудничали на концертах с его группой «ДДТ», на буклете альбома «Рождённый в СССР» Ваше имя было указано как исполнителя подпевок. Расскажите поподробнее о Вашем творческом сотрудничестве с Шевчуком.

А. К.: Мы записывались на его студии, и получилось так, что Шевчук предложил нам подпеть в песне «Рождённый в СССР», так как ему нужен был хор. Позже был проект «Попса», в котором Шевчук выступал в качестве паровоза, движущего его, и мы сотрудничали и в этом проекте. 

Возвращаясь к выступлению группы «КняZz», скажем, что разогревать ей пришлось не долгожданных «Чайф», а саму стихию природы, которая, как это часто бывает, внесла свои форс-мажорные коррективы. Сильный ветер зашелестел целлофаном и брезентом торговых палаток, на сцене возникла заминка, и ведущий проинструктировал посетителей «Чернозёма», как себя вести в такой ситуации. С каждым порывом становилось всё страшнее. Все вели себя по-разному: кто-то устремился к выходу, кто-то, в надежде, что сейчас всё пройдёт, искал себе укромное местечко, самые отважные помогали продавцам спасать их улетающий бизнес, удерживая зонтики, столики и сами палатки. Организаторы и службы спасения сработали в высшей степени профессионально, именно благодаря их компетенции на Татарском валу не произошло ни паники, ни давки. Многие люди самоотверженно бегали под хлещущем ливнем в поисках потерявшегося мальчика. Слава Богу, ребёнок был вскоре найден. Некоторые неугомонные «чернозёмцы» продолжали «культурный» отдых, распивая напитки и распевая «чайфовские» хиты от «Ой-йо», «Бутылки кефира, полбатона» до «Аргентины-Ямайки». Вот так вот неожиданно рок-фестиваль, как Мэри Поппинс, улетел от нас, но обещал вернуться, и мы знаем, что счастливый день «Чернозёма» спустя год вновь наступит также неминуемо, как ветер перемен. 


 

Автор статьи и фото: Денис Ерёмин

ТАМБОВСКИЙ «ЧЕРНОЗЁМ». ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.

ТАМБОВСКИЙ «ЧЕРНОЗЁМ». ДЕНЬ ВТОРОЙ.

Выражаем особую благодарность оператору, Члену Союза журналистов России Алексею Николаеву за предоставленные кадры с рок-фестиваля Чернозем 2016. Как приятно и важно, что есть такие люди, которые очень любят свою профессию! 

Спасибо!