успех на стороне активных!

А вот – ку-ка-ре-ку! Премьера в тамбовском театре кукол!

Виктор Ольшанский в 2003 году написал пьесу «Барин, Полина и Петух» по мотивам двух рассказов Лескова «Простое средство» и «Петух, и его дети». В результате получилась комедия в двух частях с антрактом. Как написал сам автор, история нравоучительная. Есть, о чём задуматься. Спектакль больше для взрослых, маленькие зрители пока не поймут - история о любви, о крепостных и о помещиках. Бунт тоже есть. А еще, о великой силе бумажки.

53524131_484522095412342_5602689137170710528_n.jpg

Бумажка – документ. Бумажка повсюду. Без бумажки ты - букашка. Впрочем, как и сегодня. Ничего не изменилось.… На сцене тамбовского театра кукол премьера спектакля «Барин, Полина и Петух».

53165161_2302040016484661_6928079043573055488_n.jpg

Пьесу к постановке готовили с прошлого лета режиссер-постановщик Сергей Балыков, который приехал из Астрахани, и художник-постановщик Елена Вершинина. Она в Тамбов прибыла из Питера, и привезла с собой куклы. Затаив дыхание, зритель замер в ожидании представления, и вот занавес пошел-пошел-пошел, и на сцене - музей, и там ходит публика. Гид рассказывает о небольшой отдельно взятой деревушке и ее обитателях, и об огромной силе маленькой закорючки в документе, и последствиях маленькой помарки. На сцене царствует Её Величество Бумага!

53567233_469167600543211_7377093174012936192_n.jpg

Появление Бригадирши ошеломляет. Она как громадная кипа бумаг, книг, документов и еще разговаривает. Бригадирша в исполнении засл. арт. РФ Натальи Ряснянской мощная, решительная, всех подминает под себя. Вот и сына своего (артист Александр Колупаев) решила отвлечь от крамольных мыслей. Взяла, да и подложила под него крепостную Пелагею, то есть, по рождению-то Полину (арт. Ксения Миронова), грубо, конечно, но верно.

53811423_346305509322712_382487251688357888_n.jpg

Любовная интрижка зашла далеко, молодой барин полюбил крепостную, и вот сына уже надо спасать: немедленно женить на дочке соседнего помещика, а Пелагею-Полину выдать замуж за крепостного Петуха – у мужчины фамилия такая…

53599104_947423232120958_6079051059551010816_n.jpg

Ну, и закрутилось. … Кстати, роль Петуха исполнил Олег Буянов. Всю роль:

- Быр-дыр-быр!.. Дыр! Пыр! Быр!- И ведь зрителю понятно, о чем он бурчит!

Поп с попадьей (Олег Пыльнев и Лия Пыльнева) – что куклы, что актеры – интересно, динамично, смешно. Образы – попадание в яблочко!

Художник Елена Вершинина перед началом спектакля поделилась впечатлениями о нашем Тамбове, о труппе, о работе:

- Да, впервые в этом городе, с директором нашли взаимопонимание, актеры – такие молодцы! А почему кукла Бригадирши из бумаги? Бумага податливая в работе, объем хороший создает. И да, символично: все старое: усадьба, книги древние, записи и судьбы. А судьбы людские ломали одним росчерком, и все – нет человека. Страшно. Но, мы работали над комедией, думаю, что через мелочи (кукла-Лука с маленькой бутылкой сам себе наливает – смешно же!) юмор до зрителя дошел.

Да, конечно, зритель в Тамбове умный, принимающий все иносказания и жесты, смеялся в нужных местах, как и задумывали постановщики. И когда надо – удивлялся - в спектакле есть технический прием – проекция. - Животные размером в натуральную величину проходят по сцене; пыль опять же летает; облака – все это завораживает и добавляет объемную легкость восприятия - такая своеобразная «вишенка на торте». И таинство кукол сохраняется – это ценно, я к этому стремилась. Судить зрителю.- Так Елена Вершинина говорит о приемах своей работы.

Развязка спектакля вроде и ожидаема, и в то же время неожиданная:

- Гори оно всё синем пламенем,- подумал отверженный Петух. Порвал амбарные книги, книги регистрации - и сжег всё. Пылало по-настоящему, опять же - проекция. И сквозь пламя пронзительный крик: - Пе-ла-ге-я-аааа!

О, как. Неожиданно. Роль-то оказалась со словами, а то все – «быр-дыр-быр!.. дыр-пыр-быр».

И вот занавес, аплодисменты. Поклоны и снова аплодисменты. Спектакль получился, родился! Теперь будет «обрастать мясом» и «кормить» тамбовского зрителя вкусным эмоциональным действом. После предпремьерного показа за кулисами тишина, ребята выложились «по-полной», надо переварить.

53595296_2252485628413260_8385932282619232256_n.jpg

- Олег, долго слова учил?- смеюсь я.

- Тщательно, - смеется в ответ Олег. – Но, если серьезно:

- Спектакль пронизан символами, и они все «выстреливают», заслуга режиссера. Мой герой - несчастный человек. Он искренне любит свою Пелагею, а с ним вон как поступили - задвинули, как ненужную вещь. А у него чувства и планы были. Вот и взрывается неприметный человек – крушит все подряд: и книгу ненавистную, где запись о браке-то именно с ним, с Петухом, а не с барчуком. И подделка документов – не справедливо, вот он и взбунтовался.

Петух «петуха» пустил. И вся деревня выгорела дотла – «ку-ка-ре-ку»….

Роль Бригадирши в исполнении Натальи Ряснянской тяжелая в прямом и в переносном смысле: кукла огромная и напряжение не отпускает весь спектакль.

- Наталья, как вам роль далась, чтобы зритель куклу воспринимал, как живого человека?

54435430_2272346826368928_8912992329673998336_n.jpg

- Сами видите, - протягивает руки. А руки дрожат.

Вот и ответ. И не нужно лишних слов….

Дальше по пьесе: темнота, и снова зритель в музее, рассказ экскурсовода окончен. Занавес! И можно уверенно сказать - родился спектакль, и уготовлена ему долгая сценическая жизнь…

Елена Трофимова, гл. редактор портала «Позитив Сити»

Информационный партнер портала «Позитив Сити»

жил тех сервис.jpg