успех на стороне активных!

Путешествие в Западную Сибирь и на Алтай. Часть 10.

  • «Путешественник-любитель Галина Петровна»

Продолжаем знакомство с Западной Сибирью и Алтаем посредством экспозиции Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (музей ИАиЭ СО РАН).

Зал эпохи средневековья знакомит с первыми государствами на территории Сибири и Дальнего Востока. На юго-западе Сибири территорию современного Алтая занимал Тюркский каганат (VI-VIII вв.). В экспозиции представлены погребальные комплексы воина с конём, распространённые в это время, каменные древнетюркские изваяния. Интересными являются пояса с большим количеством бронзовых бляшек, отражающих социальное положение владельцев.

Фото 114. Музей ИАиЭ СО РАН. Изображение древнетюркского воина на коне.

Фото 114.JPG


Фото 115. Музей ИАиЭ СО РАН. Каменные древнетюркские изваяния.

Фото 115.JPG


Фото 116. Музей ИАиЭ СО РАН. Реконструкция погребения. Алтайские тюрки. Могильник Юстыд XXIV. VII-VIII вв. Колчан со стрелами (береста). Сосуд (серебро). Поясной набор (бронза, кожа). Сумочка (кожа, шёлк). Стремя и нож (чёрный металл).

Фото 116.JPG


Фото 117. Музей ИАиЭ СО РАН. Древние тюрки Алтая. VII-X вв. Поясной набор (серебро, литьё). Застёжки для обуви. Накладки на лук. Зеркало (бронза).

Фото 117.JPG


Фото 118. Музей ИАиЭ СО РАН. Жемчужина экспозиции – меч, найденный на территории Новосибирской области, изготовленный европейскими мастерами (XI-XII вв.).

Фото 118.JPG


Отдельный зал посвящен духовной культуре современных народов Сибири и Дальнего Востока.

Уникальна духовная культура северных номадов: кетов, селькупов, ханты и манси. Подлинный «амбарчик», наполненный изображениями духов, свидетельствует о наличии в наше время культа покровителей рода. Культовая скульптура, покрывала и шлемы «небесного богатыря», медвежьи маски, атрибуты шаманского культа рассказывает о многообразии духовного мира таёжного населения Сибири.

Фото 119. Музей ИАиЭ СО РАН. Западная Сибирь. Культовая скульптура номадов.

Фото 119.JPG


Фото 120. Музей ИАиЭ СО РАН. Семейные духи – покровители ханты, манси.

Фото 120.JPG


Имитация жилища алтайцев и казахов раскрывает особенность кочевого образа жизни этих народов. Представленная коллекция материальной культуры состоит из конской упряжи, домашней утвари, одежды, обуви, а так же музыкальных инструментов.

Фото 121. Музей ИАиЭ СО РАН. Алтай. Алтайцы, казахи. Бубен шаманский (дерево, кожа, ткань, металл). Рукоять бубна (дерево). Топшур – музыкальный инструмент (дерево, кожа, леска). Тажууры – сосуды (кожа, дерево). Шумовка, чашки, ведёрко (дерево). Сосуд (вымя коровы). Коврик (войлок). Колыбель (дерево, кожа). Шапка стёганая (х/б, опушка из выдры), накосники (кораллы, волос, шёлковая нить). Платье (шёлк, вышивка). Чегедек (жилетка). Сапоги (кожа). Огниво (металл, кожа).

Фото 121.JPG


Фото 122. Музей ИАиЭ СО РАН. Комплекс предметов бурят знакомит с религиозными воззрениями через предметы ламаистского культа, воссоздан домашний дацан.

Фото 122.JPG


Быт оседлого населения отражён в интерьере русской избы. Здесь представлены предметы быта и духовной культуры русских старообрядцев. Образцы ткачества, предметы мужской и женской одежды, головные уборы, украшения, расписная мебель, иконы.

Фото 123. Музей ИАиЭ СО РАН. Интерьер русской избы старообрядцев. Утюги, рукомой (на полу). Расписные прялки. Небольшой ткацкий станок для изготовления поясов.

Фото 123.JPG


Фото 124. Музей ИАиЭ СО РАН. Расписной шкаф. Иконы.

Фото 124.JPG


Фото 125. Музей ИАиЭ СО РАН. Мужская одежда: вышитая рубаха-косоворотка, тканый пояс. Расписная мебель: шкаф и стол. Вышитая скатерть. Бронзовые подсвечники. Богослужебная книга.

Фото 125.JPG


Фото 126. Музей ИАиЭ СО РАН. Женская одежда: сарафан и длинный платок. Тканые пояса, на которых вытканы слова молитвы, геометрический орнамент, знаки-оберёги. Кухонная утварь. Ухват (слева).

Фото 126.JPG


Фото 127. Музей ИАиЭ СО РАН. Вышитые рушники. Женские головные уборы (кички). Янтарные украшения.

Фото 127.JPG


Особое значение в развитии культуры Сибири имело старообрядчество. Хранители старых церковных традиций – старообрядцы считали, что церковная реформа патриарха Никона (1649г.) разрушит не только священную природу православия, но и самобытность русской культуры. Они старались сохранить те общественные отношения, которые существовали в России до утверждения крепостного права, сохранить старину – национальную одежду, обычаи и обряды, старую веру. За это подвергались жесточайшим гонениям со стороны Церкви и государства и, чтобы спастись, уходили за Урал, в Сибирь.

Бегущие от мира подвижники старой веры могли выжить только в упорном труде и духовной истовости, в вере. Прежде необжитые земли превращались через какое-то время в образцовые поселения. Старообрядцы построили сотни больших торговых сёл и посёлков, где жили общиной.

Сибирь была землей мужественных и свободных людей. Здесь не было крепостного права. Сибирь не была обременена наследным дворянством.

Русские переселенцы сравнительно быстро нашли мирные формы диалога с коренными народами Сибири. Здесь сложилось веротерпимое отношение к разным религиозным формам.

Поселения старообрядцев являлись заповедниками русской культуры. Именно в старообрядчестве сохранились исконно русские национальные традиции. Это касается образа жизни, строений, патриархального уклада, обрядов и обычаев, ведения хозяйства, а самое главное – сохранилась вера, мировосприятие, нравственные устои. Семейный уклад был направлен на формирование таких черт, как трудолюбие, терпение, почитание старших, отрицательное отношение к вредным привычкам. Вера в Бога, библейские заповеди учили людей отношениям к людям, природе, труду. Именно отношение к труду было главным в мировосприятии староверов. Старались делать все основательно: дома, приусадебные постройки. Особое отношение было к орудиям труда. В селениях были, в основном, рубленые избы. В доме у старообрядцев всегда прибрано, каждый предмет имеет своё место. Главное место в доме – красный угол. В красном углу находилась божница, куда ставились иконы. Божница обязательно должна находиться в юго-восточном углу. Под божницей на столе лежали уникальные старинные книги, лестовки. Лестовка – распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип чёток. Представляет собой плетёную кожаную или из другого материала ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчёта молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах. Лестовки и поныне являются главным атрибутом при чтении молитв.

Посуда у старообрядцев, в основном, была деревянная. В поселениях были бондари, которые занимались изготовлением кадок, бочек, вёдер и другой посуды. Кроме клёпочной посуды изготавливалась долблёная. Для этого использовалась выдержанная, абсолютно сухая древесина берёзы или осины. В долблёной посуде хранили мёд, соленья и другие продукты.

Староверы к посуде относились очень щепетильно, не позволяли есть из неё «мирским» людям. Быт старообрядцев тесно связан с их образом жизни. Основное направление в хозяйстве – земледельческо-промысловое. Добывающими промыслами были охота и рыболовство. Было развито мелкое кустарное производство, которое представлено прядением и ткачеством, кожевенным и гончарным производством. Некоторые виды ремёсел сохранились до наших дней в том или ином виде, например, плетение корзин, изготовление берестяной, деревянной посуды, изготовление домотканых полотен и ковров.

Основную часть своего времени они отдавали хозяйству, чтобы прокормить себя, и так же свято чтили свою веру и относились к труду, как к высшему предназначению человека. В повседневной жизни староверы руководствовались уставом, строго соблюдали правила, много времени уделяли молитвам. Жили натуральным хозяйством, следуя библейской заповеди «В поте лица добывай хлеб свой».

Везде у староверов господствовал культ чистоты. Поддерживалась чистота жилища, усадьбы, одежды, тела. В среде староверов не было обмана и воровства, в селах не знали замков. Давший слово, как правило, его не нарушал, исполнял обещание. Старших староверы почитали. Молодежь до 20 лет не пила, не курила. Крепость нравов ставилась в пример. За самовольства, непослушание предавали анафеме, не пускали в церковь. Только покаяние позволяло ослушнику восстановить свою репутацию в обществе.

Повседневные религиозные отправления состояли в следующем. Каждый день старовера начинался и кончался молитвой. Рано утром, поднявшись и умывшись, творили «начал». Помолившись, принимались за трапезу и за труды праведные – основу крестьянского благосостояния. Перед началом любого занятия обязательно творили Иисусову молитву, осеняя себя двуперстием. Мало измененными остались не только религиозные обряды, но и свадебные, похоронные обряды.

Старообрядцы жили богатой духовной жизнью, у них было много грамотных людей. А семейные общины староверов, достигавшие 40-50 человек, были очень сплочёнными и крепкими.

В Сибири проживал большой процент старообрядцев. В журнале «Церковь» за 1908 год приведены данные о том, что 1/3 часть населения Сибири имеет старообрядческие корни.

Одежда старообрядцев – сибиряков имела свои особенности. Костюм женщины сохраняется издавна. На голове кичка, сшитая из стёганой материи; имеет вид шляпы без полей, более высокой спереди и несколько понижающейся к затылку. Сарафан цветной, яркого цвета, с большими резкими цветными узорами. Внизу сарафана нашита цветная полоска, резко отличающаяся по цвету от сарафана. Сарафан опоясывается самотканым поясом. Фартук цветной покрывает переднюю часть сарафана и доходит до половины грудей. Шнуром он держится на шее, а на талии он скрепляется также шнуром или тесьмой. Бусы украшают грудь. Шнурок с крестом надет также поверх рубахи. Крест всегда запрятан под фартук. На ногах сапоги с широкими подборами. Смотря по погоде, надевают курмушку или халатик, который набрасывается на плечи или надет «нараспашку». В теплую погоду вместо халатика покрываются длинным платком.

Рубаха мужчины обычная великорусская. Рубаха и штаны шьются из покупной материи или из самотканого холста, окрашенного в синюю краску. Покрой у штанов широкий, с напуском. На ногах обычно ичиги или сапоги. На голове носят небольшую валяную шляпу. На рубаху, смотря по погоде, надевают поддёвку или курму. Когда идут в церковь или в моленную, надевают обязательно халат. В халате стоят в церкви и старики, и парни, и ребятишки.

В зависимости от отношения к проведению обрядов (причащение, миропомазание, крещение, брак) среди староверов сложились разные толки и согласия: поповцы и беспоповцы. Среди беспоповцев много толков, наиболее крупные согласия – поморское, часовенное. К часовенному согласию относятся староверы юга Сибири. Часовенное согласие – старообрядцы, первоначально бывшие поповцами, но из-за гонений оставшиеся на длительное время без священства, вынужденно совершая обряды богослужения без попов, сделались беспоповцами. Важнейшим отличием часовенных от других беспоповцев остается лишь отказ от перекрещивания тех, кто переходит к ним из иных старообрядческих согласий. Крещение совершается мирянами в деревянной купели – «кадушке», тогда как во многих беспоповских согласиях предпочитается совершение крещения в открытой воде. Старообрядцы часовенного толка ныне проживают на Урале, в Западной и Восточной Сибири.

К так называемым поповцам относится Новосибирская община Русской Православной Старообрядческой Церкви, которая в 2017 году отметила своё 110-летие. На улице Байдукова, д.1, находится старообрядческий собор Рождества Пресвятой Богородицы – кафедральный собор Новосибирской и всея Сибири епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви.

С русским поселением старообрядцев – уймонских кержаков мы ещё встретимся в этом путешествии, в Уймонской долине на Алтае.

К сожалению, время моего пребывания в Новосибирске было ограничено (всего 3,5 дня). Надеюсь, вам, уважаемые читатели, понравились мои фотографии и рассказы, сопровождающие их. Фотографии я делала для себя, в альбом путешествий, и не собиралась их публиковать. Но раз представилась такая возможность – я рада поделиться своими впечатлениями. Кому-то это будет полезно для расширения кругозора, кто-то отправит своих детей учиться в Новосибирский государственный университет, а кто-то сам, или вместе с семьёй, отправится в путешествие по проторённому маршруту.

Замеченные опечатки: в абзаце 2 части 3 вместо слов «на 3-м этаже музея» следует читать «на 2-м этаже музея».

Фото 128. г.Новосибирск. Теплоходная прогулка по Оби.

Фото 128.jpg


В Новосибирске есть и другие замечательные объекты, достойные внимания туристов: музей Солнца – единственный в России музей, посвященный знакам и символам Солнца; музей Н.К.Рериха, созданный методом народной стройки Сибирским Рериховским Обществом (ул. Коммунистическая, дом 38, метро «Площадь Ленина», квартал между Красным проспектом и ул. Свердлова, выходной - вторник). В музее представлены репродукции картин, философские, научные работы членов семьи Рерихов, фотографии, карты с маршрутами их экспедиций;

историко-архитектурный музей под открытым небом, в котором представлены уникальные памятники деревянного зодчества и культуры Сибири; расположен в 4,5 км от Новосибирского Академгородка; посещение по предварительной записи;

музей казачьей славы, в экспозиции которого представлены элементы казачьего уклада и быта, традиционная казачья войсковая амуниция, одежда и вооружение;

музей мировой погребальной культуры, единственный в России музей данной направленности; расположен в Парке памяти Новосибирского крематория. Содержит несколько десятков тысяч экспонатов, в основном XIX - начала XX веков;

Новосибирский зоопарк, где содержатся лигры - гибриды льва-самца и тигрицы-самки, которые выглядят как гигантские львы с размытыми полосами;

Новосибирский цирк, 2 планетария и другие интересные объекты.

Фото 129 (из Интернета). Новосибирский зоопарк. Лигр.

Фото 129.jpg


Время работы музеев необходимо уточнять, и лучше по телефону, так как на сайтах музеев может быть устаревшая информация (я с этим столкнулась, а туристам время терять нельзя).

Обзорную экскурсию по городу Новосибирску и Академгородку, в том числе индивидуальную, можно заказать на сайте Музея города Новосибирска www.m-nsk.ru" или других туристических фирм.

В первый же день моего пребывания в Новосибирске я на автовокзале (Красный проспект, 4) приобрела билет на рейсовый автобус «Новосибирск - Горно-Алтайск». Билеты продаются по паспортам, багаж оплачивается отдельно (у нас в Тамбове пока такого нет). Стоимость билета, включая предварительный сбор, - 1241 руб., стоимость одного места багажа – 242 руб. (выдаются багажные талоны). Некоторые опытные пассажиры несколько сумок и рюкзаков упаковывали в один п/эт мешок, и, соответственно, платили за одно место багажа. Время отправления 10:30 и прибытия на конечный пункт 18:35 очень удобное: можно выспаться, спокойно сдать номер в гостинице и по светлому устроиться на новый ночлег в гостинице. Есть и ночные рейсы: на 19:00 «Новосибирск – Горно-Алтайск» (прибытие в 2:40), на 22:15 проходящий «Новосибирск-Чемал» (прибытие в 6:10). Расписание рейсовых автобусов в течение года меняется, нужно обязательно уточнять. С частниками связываться не советую. Они не отвечают за безопасность пассажиров. У них, в основном, ночные рейсы. Кроме того, теряется время на ожидание попутчиков.

Новосибирский автовокзал мне не понравился: тесно, грязно, много «узких мест», расположен у ж/д дороги, когда идёт поезд - объявления не слышно. Недостойно выглядит даже для райцентра.

Но в целом столица Западной Сибири мне очень понравилась! Продолжение знакомства с Западной Сибирью – городами Бийском, Барнаулом, Омском – после возвращения из тура по Горному Алтаю.

А пока мы отправляемся к главной цели этого путешествия - в Горный Алтай.