успех на стороне активных!

Путешествие в Западную Сибирь и на Алтай. Часть 12.

  • «Путешественник-любитель Галина Петровна»

Продолжаем знакомство с удивительной историей Горного Алтая посредством экспозиции Национального музея Республики Алтай имени А.В.Анохина.

фото 145.jpg

Фото 145. г.Горно-Алтайск. Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина - Эл музей. Расположен на улице Чорос-Гуркина, 46. Телефон: (38822) 4-77-73. Работает с 10:00 до 18:00, выходные – понедельник, вторник. Стоимость входного билета для взрослых – 250 руб. Пенсионерам и школьникам – 50 %. Мумию «алтайской принцессы» можно увидеть не каждый день. Одно время её показывали 2 раза в неделю по 3 часа (следует предварительно звонить, узнавать).

История музея начинается в октябре 1918 года с приобретения Каракорум-Алтайской Земской управой по инициативе её председателя – художника Г.И.Чорос-Гуркина у известного сибирского краеведа, одного из учредителей Общества любителей исследования Алтая, Н.С.Гуляева палеонтологической, археологической, минералогической коллекций, научной библиотеки и архива, которые начал собирать ещё его отец. Эти материалы составили основу будущего музея. Одним из первых организаторов краеведческой работы в Горном Алтае и заведующим музея был Андрей Викторович Анохин (1869-1931). Свыше 20 лет своей жизни он посвятил сбору и изучению материалов по этнографии, фольклору, музыкальному и песенному творчеству народов Южной Сибири. В 1989 году его имя присвоено музею.

По количеству, разнообразию и концентрации археологических памятников всех эпох – от каменного века до позднего средневековья – Горный Алтай является одним из богатейших регионов России. Многочисленные стоянки и поселения, курганные группы, наскальные рисунки, рунические письмена, оленные камни, стелы, изваяния, остатки оросительных систем и фортификационных сооружений, культовые объекты представлены в археологической экспозиции. Она размещена в семи залах: палеолит, неолит, энеолит, эпоха бронзы, скифское время, гунно-сарматский период, древнетюркская эпоха. Коллекции этих залов отражают многие стороны хозяйственной, общественной и духовной жизни народов Горного Алтая в древние периоды истории.

фото 146.JPG

Фото 146. г. Горно-Алтайск. Эл музей. Реконструкция «Пещера человека каменного века».

Уникальными археологическими объектами каменного века являются пещерные стоянки. В них находят каменные орудия, отходы их производства, остатки костров и кости животных, в том числе и ископаемых, на которых охотились древние люди. К редким находкам относятся украшения и костяные орудия. В некоторых пещерах раскопаны погребения позднего каменного века и энеолита. Толщина культурных отложений в пещерах достигает нескольких десятков метров. Нижние культурные горизонты датируются временем от 150 тыс.лет до 15-10 тыс.лет. В большинстве пещер люди жили или устраивали временные стоянки и в более поздние времена. На Алтае хорошо исследованы Денисова, Усть-Канская (мы с вами её увидим), Каминная, имени Окладникова, Страшная пещеры.

фото 147.JPG

Фото 147. г. Горно-Алтайск. Эл музей. Череп ископаемого бизона.

фото 148.JPG

Фото 148. г. Горно-Алтайск. Эл музей. Реконструкция «Посёлок эпохи поздней бронзы» создана на основе результатов раскопок поселения Майма-12, относящегося к ирменской археологической культуре позднего бронзового века (IX-VIII вв. до н.э.). Посёлок находится на берегу одного из рукавов реки Катунь. Состоит из нескольких больших стационарных жилищ, расположенных в ряд вдоль реки.

Раскопанное в 2000-2002 гг. жилище было полуземляночного типа. Котлован его в плане имел овальную форму и размеры 11х17 м. Стены представляли каркасно-столбовую конструкцию и вход коридорного типа, обращённый на восток. Около входа снаружи и внутри жилища располагалось два круглых очага, выложенных из окатанных валунов. В жилище и за его пределами имелось несколько хозяйственных ям (погребов). В раскопах найдена многочисленная керамика от кухонной и столовой посуды, каменные орудия: песты, зернотёрки, обломки курильниц, скребки. Обнаружены следы бронзолитейного производства: шлаки, обломки литейных форм, сплески бронзы, бронзовые изделия.

Население в те времена занималось скотоводством, земледелием, охотой, рыбной ловлей, различными ремеслами: гончарным, обработкой дерева, камня, кости, рога, кожи, ткачеством. Обратите внимание на лица европеоидного типа.

фото 149.JPG

Фото 149. г. Горно-Алтайск. Эл музей. Диорама и реконструкция «Погребение скифского времени». Самым устойчивым признаком погребального обряда, характерного для населения Горного Алтая VI-II вв. до н.э., является погребение в срубе с сопроводительными захоронениями коней в одной могильной яме. Согласно устоявшимся в течение нескольких веков канонам погребальной обрядности, в могилах встречается стандартный набор погребального инвентаря. Обычно это оружие (чекан, кинжал, лук и стрелы), сосуды с пищей, личные украшения. В захоронении лошади сохранились остатки сбруи (удила, подпружные пряжки, распределители ремней, украшения узды и седла).

С пазырыкской культурой - археологической культурой Алтая скифского времени (VI-II вв. до н.э.) мы с вами познакомились в Новосибирском Академгородке (см. часть 8 рассказов, фото 91-98).

фото 150.JPG

Фото 150. г. Горно-Алтайск. Эл музей. Диорама и реконструкция «Пазырыкский воин».

фото 151.jpg

Фото 151. г. Горно-Алтайск. Эл музей. Вооружение скифского времени. Кинжалы железные.

Все посетители Национального музея им. А.В. Анохина первым делом хотят увидеть мумию знаменитой «алтайской принцессы», найденную в 1993 году новосибирскими археологами на плато Укок в центральной части Алтайской горной системы. Мумию реставрировали учёные лаборатории при мавзолее Ленина в Москве. Позднее, ЮНЕСКО внесло плато Укок в список Всемирного природного наследия. В музее для её саркофага был возведён большой зал, накрытый стеклянной пирамидой. В экспозиционном зале представлена реконструкция погребального комплекса, демонстрируется манекен женщины в костюме, с веткой можжевельника, символизирующей святость и чистоту. Её окружают стелы и каменные изваяния более поздних археологических культур. Фотографировать в этом зале запрещено.

С «алтайской принцессой» мы с вами познакомились в Новосибирском Академгородке (см. часть 9 рассказов, фото 99-113).

фото 152.JPG

Фото 152. г. Горно-Алтайск. Эл музей. Диорама и реконструкция «Древнетюркский воин».

Тюркское время в Горном Алтае представлено разнообразными археологическими памятниками. Наиболее известными из них являются курганы и поминальные комплексы Кудыгрэ, Курая, Туекты, Яконура и другие. Погребальные памятники представляют собой круглые курганы с грунтовой ямой, где находится погребение человека и сопроводительное захоронение коня. Поминальные комплексы включают каменную оградку прямоугольной или квадратной формы в плане, стелу или изваяние – скульптуру воина, а также балбалы – небольшие камни, вкопанные вертикально в ряд. К тюркскому времени относятся знаменитые памятники рунической письменности, которых в Горном Алтае обнаружено уже около ста. Они написаны на трёх рунических алфавитах. К этому периоду принадлежит значительное число петроглифов, выполненных в технике выбивки и граффити, производственные центры, а также другие памятники: городища, оросительные каналы, дороги, переправы и т.д.

Экспонаты, связанные с древними тюрками, мы с вами также видели в Новосибирском Академгородке (см. часть 10 рассказов, фото 114-117).

Современное коренное население Алтая является потомками древних племён и наследниками великих культур гуннов (хуннов), тюрков, уйгуров, кыргызов, киданей, монголов и джунгар.

На рубеже III-II вв. до н.э. в степях Северной Монголии возникает первая кочевая империя – держава гуннов, в состав которой вошла и территория Горного Алтая. К этому времени назрела острая необходимость объединения скотоводов в мощный племенной союз для контроля торговых путей, военного противостояния политическому и культурному давлению со стороны Китая. Китайские летописи характеризуют гуннов как воинственный и храбрый народ. В этот период к потомкам пазырыкского населения прибавляются племена, мигрировавшие на Алтай с центрально-азиатской территории. Господство гуннов длилось до конца I века н.э. Со II по IV в. н.э. Алтай жил под влиянием сяньбийцев.

С конца IV в. до середины VI в. алтайские племена были подчинены жужанам, населявшим Восточную Монголию и Западную Маньчжурию.

В 552-744 гг. алтайские племена входят в мощный союз племен Первого и Второго Тюркского каганатов. С 745 года территория Алтая входит в состав Уйгурского каганата.

В 840 году кыргызы захватывают ставку Уйгурского каганата и с этого времени народы Горного Алтая входят в состав Кыргызского каганата.

Под натиском новых завоевателей, киданей, кыргызы оставляют Горный Алтай.

В XII веке под натиском монголоязычных найманов кидане покидают Алтай.

В XIII веке народы Найманского ханства были покорены войсками Чингисхана. В 1204 году монголы, разгромив своих соперников, подчинили себе огромную территорию, западная граница которой простиралась до Иртыша. Население Алтая оказалось под властью «тьмы нойона Хорчы» - давнего сподвижника Чингисхана. После его смерти (в 1227г.) монгольская империя разделилась на два удела. В результате Алтай оказался в «улусе Джучи» (старшего сына Чингизхана) и находился в нем до конца XIII века. В начале XIV века улус Джучи из-за частых междоусобных войн распался на две части. Алтайские племена вошли в состав Белой Орды, а спустя 100 лет, после того как она полностью распалась, оказались в составе Сибирского ханства.

После того, как русские войска разгромили Сибирское ханство и были построены Томский (1604г.) и Кузнецкий (1618г.) остроги, границы Российского государства приблизились к землям, на которых проживали алтайцы. В силу сложившихся исторических условий одна группа алтайцев - теленгутов (белые калмыки или телеуты) принимает российское подданство, а другая группа (тау-телеуты) - становится двоеданцами, платившими дань и России, и Джунгарии.

В середине XV века, в результате феодальных войн и политических интриг, население Алтая попадает в сферу влияния западных монголов или ойротов, которые, начиная с 30-х годов XVII века, больше известны под названием джунгары. Джунгария образовалась в 1635 году, когда западно-монгольские племена, соседствующие с алтайцами, объединились в мощное государство, сравнимое по политической значимости с Китаем и Россией. Основная часть алтайцев находилась в полном подданстве у джунгар, остальные - в положении двоеданцев.

В середине XVIII века, после гибели Джунгарского ханства (1756 г.), южные алтайцы (алтай-кижи, теленгиты, телеуты) добровольно вошли в состав Российской империи.

фото 153.jpg

Фото 153. г. Горно-Алтайск. Эл музей. Южная Сибирь и Джунгария в XVII – сер.XVIII вв.

фото 154.JPG

Фото 154. г. Горно-Алтайск. Эл музей. Ортонулов Игнат Иванович, 1933 г.р. Указ императрицы Елизаветы Петровны. 1756 год. Холст, масло. 2008 г. На картине изображен сюжет, когда послы Российской империи зачитывают указ императрицы о добровольном вхождении Южного Алтая в состав Российского государства.

Коренное население Алтая.

В XIX веке исследователями были выделены две территориальные группы алтайцев: северные алтайцы – кумандинцы, челканцы, тубалары, и южные алтайцы – алтай-кижи, теленгиты, телеуты.

Они отличались друг от друга по месту преимущественного расселения, по особенностям хозяйства, быта, социально-административного устройства, по времени и условиям вхождения в состав Российского государства, по антропологическому типу и диалектам языка. Их традиционная материальная и духовная культура уникальна.

Этническая культура южных алтайцев складывалась на основе кочевого и полукочевого скотоводства, у северных алтайцев она вырабатывалась в течение столетий на основе пешей охоты, таёжного рыболовства, мотыжного земледелия и сбора диких съедобных растений, где скотоводство играло подсобную роль. По антропологическому типу южные алтайцы относятся к центрально-азиатской группе, северные – к уральской группе населения Сибири.

Язык коренных народов Алтая относится к тюркской группе алтайской семьи языков. Диалекты северных алтайцев входят в уйгурско-огузскую группу, а южных алтайцев – в кыпчакскую группу тюркских языков. По Всероссийской переписи населения 2010 года численность коренного населения Алтая составила 74238 человек.

фото 155.JPG

Фото 155. г. Горно-Алтайск. Эл музей. Алтайская семья языков.

фото 156.jpg

Фото 156. г. Горно-Алтайск. Эл музей. Календарь 12-ти месяцев.

Названия месяцев у народов Алтая отражают древний охотничье-земледельческий, охотничье-собирательский хозяйственно-культурные типы. Наиболее архаичными являются названия, которые содержат фенологическую характеристику месяцев, т.е. систему знаний о сезонном развитии природы. Для календаря характерно сосуществование вариантов названий месяца. У челканцев май называется (в переводе) «месяц кукушки» или «месяц пашни». По традиционному календарю начало месяца исчисляется от новолунья, поэтому месяц не совпадает с месяцем григорианским. Счёт дней ведётся по фазам луны. Выделяют два основных периода лунного месяца - период новой луны и период старой луны.

По восточному календарю начало года обычно приходится на февраль и привязан у одних народов к осеннему равноденствию, у других народов – к зимнему солнцестоянию.

По земледельческому календарю начало нового года связано с приходом весны. Первый месяц года – март – называется (в переводе) у алтайцев «тёплый месяц», у челканцев и кумандинцев – «месяц перевала», у тубаларов – «месяц бурундука».

Сегодня традиционный календарь сосуществует и используется параллельно с российским государственным григорианским календарём.

фото 157.JPG

Фото 157. г. Горно-Алтайск. Эл музей. Традиционные тамги - знаки сеоков рассказывают об институте рода, который пережил все социально-экономические формации и занял своё место в современной культуре алтайцев (тамга – знак рода).

фото 158.jpg

Фото 158. г. Горно-Алтайск. Эл музей. Алтайский айыл – жилище.

В экспозиции представлен шестиугольный срубный аил в уменьшенном размере. В натуральную величину длина одного звена сруба составляет 3,5 – 3,6 м, высота 1,6 – 1,7 м. Вход в жилище у алтайцев расположен с восточной стороны, так же как и у других тюркоязычных народов. Внутри жилище делится на женскую половину, правую от двери, и мужскую половину, левую от двери. Вещи, связанные с хозяйственной деятельностью, располагаются на женской половине, а охотничье снаряжение, конская упряжь – на мужской половине. Кроме того, часть жилища от входа до очага называется ирге, за очагом – тёр.

В экспозиции воссоздан интерьер конца XIX – начала XX вв. У южных алтайцев, как и у многих кочевых народов, посуда делалась из лёгких небьющихся материалов – дерева и кожи. Эти предметы удобны при перевозке, а в аиле они, как правило, подвешивались на стене. Деревянная посуда изготавливалась из берёзы, особенно ценился её нарост ур, из него делали чашки айак, блюда тепши. Изготавливали утварь также из кедра, лиственницы и из корней деревьев, например, крюки илмек, ножны кын. Деревянные блюда тепши и табак занимали почётное место в быту алтайцев. Гостям преподносили тепши с мясом. На очаге установлен аппарат для перегонки спиртного напитка аракы из кисломолочного напитка чеген, который получали с помощью специальной закваски.

Кожаные сосуды предназначались для жидкости и сыпучих продуктов. Среди них почётное место занимал сосуд тажуур, которому, как правило, отводилось центральное место на столе.

фото 159.JPG

Фото 159. г. Горно-Алтайск. Эл музей. Тажууры – сосуды (кожа, дерево).

Предметы быта алтайцев - конскую упряжь, домашнюю утварь, одежду, обувь и музыкальные инструменты, мы с вами также видели в Новосибирском Академгородке (см. часть 10 рассказов, фото 121). В настоящее время дома строятся из кедра или лиственницы, а аилы используются в качестве летней кухни.

Над аилом установлен алтайский резной календарь двенадцатилетнего цикла, состоящий из 12 барельефных изображений животных, расположенных по кругу. Среди них: мышь, корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, баран, обезьяна (в алтайском варианте – человек у дерева), курица, собака и кабан. В центре круга помещён «бесконечный узел» - улзий, символ счастья и благоденствия в буддийской иконографии. Само летоисчисление по 12-летнему циклу документально отмечено на Алтае с древнетюркского времени. Календари с 12-летним циклом, сделанные по бронзовым китайским оригиналам, стали изготавливаться телеутами, алтайцами и бурятами в связи с прекращением прямых связей с внутренними районами Китая. На Алтае отличие местных календарей от китайских образцов, прежде всего, заключается в самом материале: алтайские календари вырезаны из дерева или нарисованы на бумаге.

В следующем выпуске мы продолжим знакомство с культурой коренного населения Алтая, а также русского старожильческого и переселенческого населения республики.