успех на стороне активных!

Путешествие в Западную Сибирь и на Алтай. Часть 15.

  • «Путешественник-любитель Галина Петровна»

После ночлега в селе Чемал мы возвращаемся на Чуйский тракт и следуем в южном направлении. Автомобильная магистраль, соединяющая Сибирь с Монголией и Китаем, проходит через Семинский перевал.

Семи́нский перевал (Дьал-Менку – «вечная гора») - граница между Северным и Центральным Алтаем, а в XIX веке – между цивилизацией и диким Алтаем. Высота перевала над уровнем моря – 1894 м. Подъём осуществляется на протяжении 9 км, спуск – 11 км. Преодолевая Семинский перевал, мы пересекаем различные ландшафты: еловый лес, кедровую тайгу, субальпийские луга. На спуске - лиственничные леса, переходящие в степные сообщества.

Растительный покров перевала имеет большую научную и практическую ценность. Здесь можно встретить растущие рядом степные и высокогорные растения; эндемичные, редкие и краснокнижные виды флоры Алтае-Саянской горной системы.


фото 175.JPG

Фото 175. Республика Алтай. Семинский перевал. Памятник, посвященный 200-летию добровольного вхождения Горного Алтая в состав России, установлен в 1956 году. В честь 250–летия этой даты установлена плита (на фото справа) с этнографической надписью: «Много крови лилось, много думалось дум за Алтай мой – красу на полмира. О, земля моя, вечный Алтай!».


фото 176.JPG

Фото 176. Республика Алтай. Семи́нский перевал. Указатель гласит: Москва – 3168 км, Владивосток – 3562 км, Улан-Батор – 1577 км, Пекин – 2679 км, Токио – 4590 км, Берлин – 4770 км.

Недалеко - дорожный указатель с надписью: до Бийска – 240 км, до Ташанты – 357 км (населенный пункт на границе с Монголией).


фото 177.JPG

Фото 177. Республика Алтай. Семинский перевал. Субальпийские луга.

Все растения, произрастающие на высоте свыше 400 м над уровнем моря, обладают повышенной биологической активностью. Вот почему так ценятся лекарственные травы Алтая!

Недалеко находится база олимпийской сборной России (центр подготовки биатлонистов), которая открыта для туристов. На перевале можно купить сувениры, кедровые орехи и шишки, мёд, лекарственные травы. Причём кедровые шишки, ароматно пахнущие смолой, продавались в Чемале по 20-25 рублей за штуку, а на перевале их можно было купить по 5 рублей. Упаковывать их нужно в несколько слоёв бумаги, а не в полиэтиленовые пакеты. Иначе, пока довезёте до дома, они могут заплесневеть. Недорого стоят подушки (35х35), набитые душистыми опилками и стружками кедра и можжевельника (150 руб.). Считается, что они придают человеку, спящему на них, стойкость и силу. Одеяла из верблюжьей шерсти производства Монголии на перевалах стоят дешевле, чем в Горно-Алтайске, но дороже, чем в селе Кош-Агач. Рыбку копчёную (хариус, таймень) можно купить на обратном пути, если по дороге (у водопадов или в других местах, посещаемых туристами) не встретите дешевле.


фото 178.jpg

Фото 178. Республика Алтай. Продукция местного производства.


фото 179.JPG

Фото 179. Республика Алтай. Семинский перевал. Кедры с привязанными ленточками.

Обряд привязывания жертвенных ленточек–кыйра на ветки священных деревьев – почитание духов, населяющих горы, реки, перевалы. Ленточки используются не любые, а определенного цвета и определенной длины. Нельзя, например, привязывать свои платки или чулки. Кыйра – жертвенные ленточки должны быть только из новой ткани, шириной 5 см и длиной от 80 см до 1 м. Привязывать их нужно па́рой на ветку дерева с восточной стороны. Используют, в основном, ленту белого цвета, но можно также голубую, желтую, розовую, зеленую. Для коренных жителей–алтайцев Природа - святое, к ней испокон веков относились с особым уважением и любовью. В процессе совершения обряда нельзя громко разговаривать, сквернословить. Следует мысленно обратиться к Природе, к Хозяину Алтая, и через благопожелания попросить мира, здоровья, благополучия.

До начала XX века на всей территории Алтая был распространён шаманизм - религия «кам янг». В настоящее время около 5 % этнических алтайцев исповедуют шаманизм. Мы проезжали село Камлак, расположенное недалеко от слияния рек Кату́нь и Сема́, рядом с которым находилась большая поляна - одно из мест камлания на Алтае. Сейчас здесь - Горно-Алтайский ботанический сад.

Кам (шаман) - служитель культа, посредник между миром духов, божеств и людьми. Он считался избранным духами, божествами и «пересотворённым» в ходе мучительного обряда посвящения в шаманы. Особенностью посвятительных действий шамана являлся обряд нанесения на бубен изображений сакрального пространства Вселенной: солнца, месяца, звёзд, радуги, священного дерева, антропоморфных и зооморфных образов.

В Национальном музее имени А.В.Анохина демонстрируются культовые предметы, связанные с шаманизмом. Мы с вами также видели их в Новосибирском государственном краеведческом музее (см. часть 3 рассказов, фото 22, 23).


фото 180.JPG

Фото 180. г. Горно-Алтайск. Эл музей. Головной убор шамана. Предметы культа.


фото 181.jpg

Фото 181. г. Горно-Алтайск. Эл музей. Чорос-Гуркин Григорий Иванович. 1870-1937. Жертвенная ночь. Камлание. 1895. Холст, масло. Это одна из самых ранних работ первого профессионального алтайского художника.

Далее наш путь лежит в Усть-Канский район. Дорога туда оставляет желать лучшего. Обязательно останавливаемся возле минерального источника набрать питьевой воды (по-моему, он называется Кара-Кебек). Местные жители всегда окружали источники заботой, поклонялись им, охраняли, считали священными.


фото 182.jpg

Фото 182. Республика Алтай. Остановка возле источника, который выходит из-под скалы. Здесь также привязаны жертвенные ленточки.


фото 183.JPG

Фото 183. Республика Алтай. Священный источник.


фото 184.jpg

Фото 184. Республика Алтай. Усть-Канский район. Стадо овец.

Преодолев Ябоганский перевал (1450 м), который дальнобойщики называют «Кость в горле», мы попадаем в районный центр – село Усть-Кан. Здесь имеется свой краеведческий музей, созданный на базе школьного музея, в котором собраны предметы материальной и духовной культуры и быта алтайцев. Музей расположен на улице Ленинской, дом 108. Заказать экскурсию можно по телефонам: (388)472-31-05, (913)690-31-20.

Но наш путь лежит дальше: в 4 км к востоку от села Усть-Кан, на берегу реки Чарыш находится гора Ак-Таш – «белый камень». На южном склоне горы, на высоте 54 м от уровня воды в реке, расположена Усть-Канская пещера - стоянка первобытного человека эпохи неандертальцев.


фото 185.JPG

Фото 185. Республика Алтай. Усть-Канский район. Этнографический комплекс у горы Ак-Таш.


фото 186.JPG

Фото 186. Республика Алтай. Усть-Канская пещера расположена на правом берегу среднего течения реки Чарыш. У подножья скал бьют многочисленные родники - аржаны, вода из которых считается целебной.

Как археологический объект, пещера известна с 1954 года благодаря исследованиям академика С.И.Руденко. Наряду с многочисленными находками каменных орудий древнего человека в Усть-Канской пещере было найдено украшение, а также большое количество костей животных. Судя по костным остаткам, в бассейне реки Чарыш водились медведи, козлы, яки, зайцы, тетерева, куропатки, утки, гиены, винторогие антилопы (которые в настоящее время водятся только в Африке). Также найдены кости вымерших животных - шерстистого носорога и дикой лошади.


фото 187.jpg

Фото 187. Республика Алтай. Вход в Усть-Канскую пещеру. Положение её на южном склоне горы обусловило сухое и тёплое состояние. Пещера закрыта для посетителей, так как в ней периодически ведутся раскопки Сибирским отделением Российской академии наук.


фото 188.JPG

Фото 188. Республика Алтай. Козы на горе Ак-Таш.


фото 189.JPG

Фото 189. Республика Алтай. Вид с горы Ак-Таш на районный центр - село Усть-Кан.

Далее мы посетим Уймонскую долину - культурный центр Горного Алтая.