успех на стороне активных!

Путешествие в Западную Сибирь и на Алтай. Часть 17.

  • «Путешественник-любитель Галина Петровна»

Если Вы хотите привезти себе на память или в подарок близким уникальный сувенир с Алтая, Вам нужно обязательно посетить выставку-продажу Творческого объединения «Самоцветы» в селе Верх-Уймон (телефон: (913)904-19-90, E-mail: oymonart@ya.ru). Это просто сказка! Здесь Вы сможете купить авторские изделия уймонских мастеров, созданные вручную из камня и дерева. Изделия недешёвые, по поверьте, они того стоят! Поэтому, не спешите покупать на перевалах стандартные сувениры. Вы сможете это сделать на обратном пути, если не найдёте себе здесь что-нибудь по душе. Смотрите сами:

фото 205.jpg

Республика Алтай. Село Верх-Уймон. Декоративные панно из кедра серии «Мифы и легенды Горного Алтая» (в центре и по периметру панно вделаны полудрагоценные камни): вверху в центре - «Принцесса Укока», внизу слева - «Священное озеро». Внизу фото – каменные блоки природной формы.

фото 206.jpg

Декоративные панно из серии «Мифы и легенды Горного Алтая»: вверху – Алтайская амазонка (точное название не знаю), внизу - «Священная Белая Мать» (кедр, агаты, лак).

фото 207.jpg

 Декоративные изделия из дерева (панно, шкатулки, разделочные доски, сувениры).

фото 208.jpg

Село Верх-Уймон. художественные изделия из камня и дерева (панно, шкатулки, подушечки, наполненные кедровой стружкой или душистыми травами).

Никто не останется равнодушным после посещения этой выставки. Кстати, там тоже оставляют обувь у входа. В залах звучит тихая музыка… А может она звучала у меня в душе? Я точно не помню…

Ещё один культурный объект Уймонской долины - Мемориальный дом-музей Николая Константиновича Рериха в селе Верх-Уймон. Адрес: улица Набережная, дом 22. Работает ежедневно с 9:00 до 19:00. Телефоны: (38848)2-43-36, (913)706-27-55. Дом Вахромея Семёновича Атаманова, в котором в августе 1926 года останавливалась семья Рерихов, восстановлен в начале 2000-х годов Сибирским Рериховским Обществом методом «народной стройки».

фото 209.JPG

 Село Верх-Уймон. Мемориальный дом-музей Н.К.Рериха.

В 1923-1928 годы Н.К.Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, проходившей по маршруту: Индия–Гималаи–Тибет–Китай–Алтай–Монголия–Индия. Во время экспедиции, в Кашмире (Индия), он столкнулся с разными версиями легенд о пребывании Будды в горном Алтае. Алтай был малоисследованной областью, и художник решил побывать там. В августе 1926 года Николай Константинович Рерих вместе с женой Еленой Ивановной и старшим сыном Юрием достигли Алтая и остановились в старообрядческом селе Верх-Уймон, в доме проводника – Вахромея Семёновича Атаманова. Для Рериха-учёного Алтай был интересен как центр Евразии, имеющий, по его словам, «равное расстояние от четырёх океанов», а также – как своеобразный коридор, по которому древние народы передвигались из Центра Азии на равнины Сибири и далее в Европу.

У Атаманова была большая семья - десять человек детей. Жили они в двухэтажном доме, имели свою пасеку и кузнецу, стада овец, коров и лошадей. Вахромей Семёнович был грамотным, имел библиотеку, выписывал книги по ботанике и медицине, лечил всю округу, правил кости, принимал роды. Библиотека располагалась на втором этаже, была увешана всевозможными целебными травами. В.С.Атаманов напоминал Рериху персонаж его картины «Пантелеймон-целитель», написанной в 1916 году.

фото 210.JPG

Музей Н.К.Рериха. Фотография семьи Вахромея Семёновича Атаманова. 1926 год. В 1930-е годы В.С.Атаманов был репрессирован и вместе с семьей сослан в Нарым, где и умер от горя и переживаний за судьбу близких. Впоследствии он был реабилитирован.

фото 211.JPG

Часослов староверческий, лестовка (принадлежала члену семьи Атамановых), икона «Всех скорбящих радость».

фото 212.JPG

Музей Н.К.Рериха. Н.К.Рерих. Пантелеймон-целитель.

Члены экспедиции почти ежедневно выезжали на конях в горы и окрестные селения. Собирали горные породы, целебные травы, образцы народного костюма, исследовали курганы, изучали местные обычаи и наречия, записывали народные легенды о Чуди, о Беловодье, о Белом Бурхане и его друге Ойроте. Рерих создал несколько картин по местным мотивам: «Чудь подземная», «Ойрот. Алтай» и др.

Ежедневно Николай Константинович с проводником выезжал в горы на этюды. Было написано несколько этюдов Белухи. Один из них хранится в Лувре (Париж). В последующие годы Рерих многократно писал Белуху. Она для него была символом Алтая и России в целом. Всю свою жизнь он стремился попасть назад в Россию, собирался провести остаток своих лет на Алтае. В 1947 году Н.К.Рерих пишет картину «Приказ Учителя», которая осталась неоконченной. На фоне гор мы видим летящего орла. На заднем плане – гора Белуха, к которой устремлялось его сердце.

фото 213.jpg

Музей Н.К.Рериха. Н.К.Рерих. Приказ Учителя (подлинник). 1947.

Н.К.Рерих утверждал, что в Уймонской долине имеются все условия для создания в будущем большого научного и культурного центра - города Звенигорода, от стен которого должен начаться расцвет Азии. Он посвятил этой теме несколько своих картин.

фото 214.JPG

Фото 214. Республика Алтай. Музей Н.К.Рериха. Святослав Рерих. Портреты Николая Константиновича Рериха (1940-е) и Елены Ивановны Рерих (1931). Вверху - Знамя Мира. Эмблему «Знамени Мира» можно видеть на многих полотнах Н.К.Рериха.

фото 215.JPG

Н.К.Рерих. Мадонна Орифламма. 1932. Картина посвящена Пакту по охране культурных ценностей. На картине изображена Мадонна с развернутым в руках полотнищем «Знамени Мира».

Флаг, названный «Знаменем Мира» должен был водружаться на объекты, подлежащие охране. Флаг, представляющий собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными кружками, символизировал вечность (замкнутая окружность), выражающуюся в преемственности прошлого, настоящего и будущего (три кружка). В 1929 году Рерих вторично поднял вопрос об охране культурных ценностей в военное время (в 1914 году он не нашел отклика). Он разработал Пакт по охране культурных ценностей, который гласит: «…Учреждения, коллекции и миссии, зарегистрированные на основании Пакта Рериха, выставляют отличительный флаг, который даст им право на особое покровительство и уважение со стороны воюющих государств и народов всех договорных стран». В апреле 1935 года президент США Рузвельт и представители 20-ти государств Южной Америки подписали Пакт Рериха, в 1948 году к ним присоединилась Индия. Но, как мы уже знаем, во время Второй Мировой войны охрана культурных ценностей не осуществлялась… Не осуществляется она и в наше время… Трагическая судьба жемчужины мировой цивилизации – сирийской Пальмиры, основанной три тысячи лет назад царём Соломоном, - ярчайший тому пример.

Музей Знамени Мира имени Рериха (Республика Алтай) проводит бессрочную акцию по сбору подписей за принятие Пакта Рериха Россией, её союзниками и всем мировым сообществом. 15 апреля 2017 года обнародован Манифест Знамени Мира, который заканчивается такими призывами: «Пусть Свет Культуры зажжёт сердца людей во всём мире!», «Пусть великое Знамя Мира поднимется над планетой!». Я присоединилась к этой акции и поставила свою подпись на Подписном листе.

На первом этаже музея располагается очень интересная экспозиция, где возле картин Н.К.Рериха, написанных после Центрально-Азиатской экспедиции, для сравнения, висят фотографии тех мест, которые изображены на картинах, а также записи из дневника Рериха об этих местах.

фото 216.JPG

Н.К.Рерих. Перевал Сассер. Между 1925-1927. Внизу - фото «Перевал Сассер». 1925.

фото 217.JPG

Н.К.Рерих. Озеро Шешнаг. 1939. Внизу – фото «Горное озеро в Тибете. 1928».

Также в музее выставлены фотографии и личные вещи семьи Рерихов, репродукции картин Святослава Николаевича Рериха.

фото 218.jpg

Музей Н.К.Рериха. Пиджак Н.К.Рериха. Короб из лозы (принадлежал семье Рерихов).

фото 219.jpg

С.Н.Рерих (1904-1993). Возлюби ближнего своего.

В селе Верх-Уймон Рерихи находились с 7 по 19 августа 1926 года. Далее члены экспедиции через Барнаул, Новосибирск и Иркутск добрались до Улан-Удэ, откуда проследовали в столицу Монголии - Улан-Батор. В 1957 году Юрий Николаевич Рерих привез в Москву 418 произведений художника. По завещанию отца 60 картин были переданы в Новосибирскую картинную галерею, а остальные – в Государственный Русский музей в Ленинграде. Мы с вами видели картины Н.К.Рериха в Новосибирске (см. часть 6 рассказов, фото 65-67), а также памятник Н.К.Рериху на берегу Катуни (см. часть 14, фото 164). Сведения о музее Н.К.Рериха в Новосибирске - см. часть 10.

Далее мы продолжим путешествие по Чуйскому тракту, побываем в центральной части Республики Алтай, увидим «картинную галерею» каменного века.

Уважаемые читатели! Я жду ваши отзывы! Так как я - начинающий рассказчик, мне важно знать ваше мнение!