успех на стороне активных!

Путешествие в Западную Сибирь и на Алтай. Часть 2,3

  • «Путешественник-любитель Галина Петровна»

Часть 2 (продолжение).

За 4 дня пребывания в Новосибирске я побывала на обзорной экскурсии по городу с посещением Академгородка, посетила краеведческий музей, художественный музей, музей природы, музей археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, посмотрела балет «Спартак», совершила прогулку на теплоходе по Оби.

Адаптация к местному времени заняла 2 дня (на второй день спала до 12 часов, по московскому - это 8 часов утра). Еду покупала в супермаркетах, пробовала местную продукцию: творог, сметану, ряженку – натуральная и очень вкусная! Купила также кедровое молочко, изготовленное на основе кедрового ореха, в стеклянных бутылках 0,2 л. Производитель – ООО «ТПК САВА» г.Томск. Очень полезное, а для жителей Тамбова, можно сказать, экзотическое!

Проживала в гостинице «Маринс Парк Отель Новосибирск» (Вокзальная магистраль, д.1, 24 этажа, официальный сайт: www hotel-novosibirsk.ru). Очень удобно расположена, на привокзальной площади. В номере все надписи в уменьшительно-ласкательном падеже: горячая (холодная) водичка, полотенце для ваших ручек (ножек, благоухающего тела), ночничок, костюмчики, курточки, надпись на двери ванной комнаты «помыться, побриться, причесаться, облегчиться». Я умиляюсь… Есть бесплатная услуга – стирка белья, чем я не преминула воспользоваться, отдав в стирку одежду из поезда. Вечером она уже висела в моем шкафу на вешалке. Также есть холодильник и фен. И прекрасный вид на Обь.

Фото 14.JPG

Фото 14. г.Новосибирск. Вид из окна гостиницы «Маринс Парк Отель Новосибирск».


Фото 15.jpg

Фото 15. г.Новосибирск. Памятник русскому композитору М.И.Глинке. Установлен возле здания Новосибирской консерватории, носящей его имя.


Фото 16.jpg

Фото 16. г.Новосибирск. Красный проспект. Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Часть 3.

Новосибирский государственный краеведческий музей (НГКМ) находится на Красном проспекте, 23, в здании бывшего Городского торгового корпуса (1911г.). В 1920 году здесь размещалась резиденция Колчака.

В исторической экспозиции представлены коллекции предметов быта и культа коренных народов Сибири, русского старожильческого населения, переселенцев, экспозиции, посвященные строительству Транссибирской магистрали, истории города Новониколаевска. На 3-м этаже музея представлена замечательная коллекция фарфора и фаянса, а также предметы искусства и личные вещи эмигрантов первой волны, проживавших в Харбине.

Север Западной Сибири – низовья Оби – русские начали заселять ещё до XV века. Возможность завоевания всего Зауралья представилась после объединения Российского государства и появления у русских воинов огнестрельного оружия, которого не было у коренных народов Сибири. Первой серьезной военной экспедицией за Урал стал поход отряда Ермака на Сибирское ханство. В 1581 году 26 октября по старому стилю Ермак Тимофеевич занял столицу ханства город Кашлык (Искер). Годовщина взятия Искера в старину отмечалась как день Сибири. По новому стилю дата приходится на 5 ноября. Движение русских на восток продолжалось весь XVII век. Все коренные народы Сибири соглашались стать данниками русского царя (большинство добровольно). Ясак (натуральная подать) платился, главным образом, пушниной. Особо ценились соболиные и бобровые меха, которые в силу высокого качества и большого спроса на них в Западной Европе составляли основу бюджета Московского Великого княжества, а позднее – Русского централизованного государства. Также в Сибири добывались шкурки песца, лисицы, ондатры, норки, куницы и горностая.

Фото 17.JPG

Фото 17. НГКМ. Пушнина и орудия для ее добычи.


Фото 18.JPG

Фото 18. НГКМ. Снеговые очки, изготовленные из кожи и меха оленя коренным народом Сибири – нганасанами в начале XX века.


Фото 19.JPG

Фото 19. НГКМ. Женская верхняя (распашная парка, шапки) и нижняя (комбинезоны) одежда, изготовленная из кожи и меха оленя, а также металлических деталей, имеющих значение оберега. Нганасаны. Начало XXв.


Фото 20.JPG

Фото 20. НГКМ. Летняя женская обувь. Эвенки. Начало XX в. Сукно, кожа, бисер.


Фото 22.JPG

Фото 21. НГКМ. Детская одежда (внизу - натазники). Ненцы. Начало XX в. Кожа и мех оленя.

Традиционной религией сибирских народов являлся шаманизм, в основе которой лежит вера в общение шамана с духами в состоянии транса. Шаманы являлись посредниками между миром людей и миром духов. Для вызова духа или общения с ним использовались ритуалы камлания, когда с помощью бубна, определенных танцев и заклинаний шаман входил в транс и отправлялся путешествовать в иные миры: нижний мир (мир духов), верхний мир (мир богов), средний мир (мир земных духов), для того, чтобы:

встретиться лицом к лицу с небесным богом и передать ему приношения от своей общины;

отыскать душу больного, которая, как считалось, заблудилась вдали от тела или была похищена демонами;

доставить душу умершего к её новому пристанищу;

обогатить свои знания за счет общения со сверхъестественными существами.


Фото 22.JPG

Фото 22. НГКМ. Шуба, головной убор и бубен шамана, предметы культа. Алтайцы. Начало XX в.


Фото 23.JPG

Фото 23. НГКМ. Шаманский костюм и бубен. Эвенки. Начало XX в.

Освоение Южной Сибири, в том числе территории современной Новосибирской области, осуществлялось в XVIII веке. Русские казаки, продвигаясь на юг вдоль Оби, строят укрепленные военные пункты – остроги. Вокруг острогов появляются и растут сельские поселения, распахиваются земли, появляются ремесло и торговля. К 1740-м годам через эти земли проходит Московско-Сибирский тракт. Его появление ускорило дальнейшее экономическое развитие региона. В 1764 году на реке Нижний Сузун строятся медеплавильный завод и при нём монетный двор. Появление промышленности стало новым стимулом для роста населения и промышленно-торгового освоения территории. На протяжении всего XIX века продолжается интенсивная колонизация Южной Сибири. В этот регион в результате вольной колонизации, уголовной и политической ссылки, административного перевода переселялись не только русские, но и представители многих других народов. Эти переселенцы несли с собой разнообразные традиции и навыки, что способствовало формированию нового типа населения на основе русской культуры.


Фото 24.jpg

Фото 24. НГКМ. Коробки для продуктов, орехов, сбора ягод. Береста. Начало XX века.


Фото 25.JPG

Фото 25. НГКМ. Московско-Сибирский тракт – единая сухопутная транзитная дорога из европейской части России в Сибирь и к границам Китая (зелёным цветом обозначен путь с 1730 г. до XIX века, красным цветом – путь тракта в начале XIX века).


Фото 26.JPG

Фото 26. НГКМ. Дуга, поддужные колокольчики, ошейник с бубенцами, ошейник с шаркунцами; внизу – кнут, подковы, кистени. Западная Сибирь. Конец XIX –начало XX века.

В следующем выпуске мы продолжим знакомство с Новосибирским государственным краеведческим музеем.