успех на стороне активных!

Путешествие в Западную Сибирь и на Алтай Часть 6.

  • «Путешественник-любитель Галина Петровна»

Новосибирский государственный художественный музей (НГХМ) (до 2004 г. - Новосибирская картинная галерея) находится на Красном проспекте, 5. Часть здания, построенная в 1926 году архитектором А.Д.Крячковым, является памятником архитектуры. Первоначально в нём размещался Сибревком. В 1948 году к зданию была сделана пристройка. До момента размещения в здании Картинной галереи, здесь располагались областной и городской комитеты КПСС. Кроме Новосибирского художественного музея в здании находятся Музей восковых фигур, Новосибирский музей игрушки и Театр художественной куклы.

Музей содержит обширное собрание живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Сибирские народные иконы занимают особое место в русской иконописи. Большей частью они писались народными мастерами, отличались нетрадиционной иконографией и декоративностью цвета. В иконах этого типа есть чистота и простосердечие, наивная вера и непосредственность видения, определившие их обаяние и своеобразие. Большой популярностью в Сибири пользовались иконы Архангела Михаила и Николы. Представленные народные иконы собраны в ходе экспедиций на территории Сузунского и Колыванского районов Новосибирской области.

Фото 54.jpg

Фото 54. НГХМ. Николай Чудотворец. Начало XVIII века. Сибирская икона.


Фото 55.jpg

Фото 55. НГХМ. Праведный Симеон Верхнетурский. II половина XIX века.


Фото 56.jpg

Фото 56. НГХМ. Богоматерь Тихвинская. Богоматерь Феодоровская. Богоматерь Казанская с предстоящими святым Тихоном Амафунтским Чудотворцем и святой мученицей Параскевой Пятницей. Конец XVIII века.


Фото 57.jpg

Фото 57. НГХМ. Богоматерь Ахтырская. Конец XIX века. Колыванская икона (вверху). Огненное восхождение Пророка Илии на небо. II половина XIX – начало XX века. Сибирская икона (внизу).


Фото 58.jpg

Фото 58. НГХМ. Богоматерь Смоленская. До 1702 года.

В экспозиции западноевропейского искусства самая ранняя работа - «Мадонна со святыми» неизвестного мастера, датируется концом XV века и является прекрасным образцом искусства эпохи Раннего Возрождения. К эпохе Позднего Возрождения относится картина «Воскресение Христа» Якопо Тинторетто (копия). Картина «Иродиада с головой Иоанна Крестителя», происходящая из мастерской немецкого художника Ганса фон Аахена (1552-1616), - типичная работа переходного стиля от Возрождения к Барокко.

Представление о характере барокко в Италии даёт мраморный бюст венецианского дожа Франческо Морозини (1619-1694), правившего с 1688 по 1694 год. Изображённый на нём правитель Венеции, о чём можно судить по шапочке дожа на его голове, представлен в парадных доспехах и плаще, изящно драпирующим его торс. В портрете подчёркнута энергия человека, наделённого властью. Франческо Морозини прославился как выдающийся полководец победой над турками в 1688 году, с которыми Венеция в то время враждовала.

Фото 59.jpg

Фото 59. НГХМ. Неизвестный скульптор. Портрет дожа Франческо Морозини. Италия. Около 1690 г.


Фото 60.jpg

Фото 60. НГХМ. Бассано. Якопо (1510-1592). Поклонение пастухов. Италия.


Фото 61.jpg

Фото 61. НГХМ. Йоханн Евангелист Шеффер фон Леонхардскоф (1795-1822). Рафаэль и Форнарина. 1821 г. Германия. На картине изображен момент, когда великий художник пишет портрет своей прекрасной возлюбленной.

Также запомнились «Портрет неизвестного в цилиндре» неизвестного английского художника XIX века, «Сельский пейзаж» неизвестного немецкого художника XVIII века, «Мужской портрет» выдающегося чешского художника Карела Шкреты (1610-1674), изображающий рыцаря Мальтийского ордена.

Центральное место в экспозиции русского искусства XVIII-XIX веков занимает картина Д.Г.Левицкого «Портрет Екатерины II – Законодательницы в храме богини Правосудия». 1783г. (авторское повторение). Здесь также представлены картины В.Л.Боровиковского, В.А.Тропинина, К.П.Брюллова, И.К.Айвазовского, В.Г.Перова, В.М.Васнецова, И.И.Шишкина, А.К.Саврасова, А.И.Куинджи, И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.Е. Маковского, И.И.Левитана, В.Д.Поленова и других русских художников.


Фото 62.jpg

Фото 62. НГХМ. И.М.Прянишников (1840-1894). Погорелые. 1871г. Картина экспонировалась на первой выставке Товарищества передвижников. Она – типичный пример раннего передвижнического жанра, где главные герои – крестьяне, и где автор ведёт разговор о тяжелой судьбе народа.

Особенно меня заинтересовали произведения алтайских и сибирских художников.


Фото 63.jpg

Фото 63. НГХМ. Г.И.Чорос-Гуркин (1870-1937). Алтайский пейзаж. 1909.


Фото 64.jpg

Фото 64. НГХМ. Н.И.Чевалков. Ожидание переправы на Телецком озере. 1926 г.

В Новосибирском государственном художественном музее экспонируются 60 картин Николая Константиновича Рериха (1874-1947) - выдающегося русского художника, учёного, литератора, путешественника, борца за мир, защитника культурных ценностей всех народов.

Картины по завещанию художника были переданы в дар Сибири в 1957 году его сыном Юрием Николаевичем Рерихом и стали гордостью города Новосибирска. Они относятся к последнему десятилетию жизни мастера. Среди них есть произведения на тему русской истории. Основная же часть коллекции - пейзажи из цикла «Гималаи», которые отражают красоту горного мира Востока. На многих этюдах художник изобразил природу в сиянии солнца на восходе и закате, в ночную тишину и в разное время года. Хотя в горных пейзажах редко изображается человек, природа в них не пустынна. Она всегда одухотворена мыслями и чувствами, которые рождались в сердце художника. По мнению Н.К.Рериха, красота природы - тот вечный источник, который возвышает и облагораживает человеческую душу. Горы символизируют духовное возрождение, приближение к вечности, гармонии, свету.


Фото 65.jpg

Фото 65. НГХМ. Н.К.Рерих. Идолы. 1943г. (вверху). На высоком холме, омываемом рекой, возвышается древнее языческое капище - место молений и жертвоприношений в дохристианской Руси. Посредине капища стоят три деревянных идола - языческие божества. На частоколе висят четыре черепа жертвенных животных, чтобы отпугивать злых духов от священного места. В картине сливаются воедино величавое спокойствие природы и древняя красота капища.

Псков. 1935-1936 гг. (внизу). В этюде чётко и строго переданы монолитность стен, цельность силуэта, красота пропорций, массивность и конструктивность храма. Это памятник народным строителям, чудесная страница истории архитектуры русского народа.


Фото 66.jpg

Фото 66. НГХМ. Н.К.Рерих. Скитник. Этюды из цикла «Гималаи».


Фото 67.jpg

Фото 67. НГХМ. Н.К.Рерих. Ганг. 1946г. Этюды из цикла «Гималаи».

С наследием семьи Рерихов мы ещё не раз встретимся в этом путешествии по Западной Сибири и Алтаю.

Порадовала картина нашего земляка, уроженца города Козлова (ныне – Мичуринск) Тамбовской губернии, народного художника СССР, первого президента Академии художеств СССР (1947-1957) – Александра Михайловича Герасимова (1881-1963) «Улица в Козлове» (1913г.). Весёленькие купеческие домики, в окошках которых чаёвничают хозяева. К сожалению, фотография картины получилась нечёткая.


Фото 68.jpg

Фото 68. НГХМ. Д.Д.Жилинский. Портрет академика П.Л.Капицы с женой. 1979г. От картины веет теплом, чувствуется глубинная связь персонажей с природой и русской культурой.

В следующем выпуске мы посетим Новосибирский Академгородок.