успех на стороне активных!

Путешествие в Западную Сибирь и на Алтай Часть 8.

  • «Путешественник-любитель Галина Петровна»

Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (музей ИАиЭ СО РАН) расположен в Новосибирском Академгородке на улице Золотодолинская, 4, остановка «Дом учёных». Работает с понедельника по пятницу с 10 до 17 часов только по предварительной записи, телефон: 8(383)330-34-18, сайт музея: museumiaet.ru. В залах прохладно, поддерживается определенная температура, особенно в зале, где хранится мумия, поэтому следует взять с собой кофточку.

В музее насчитывается более 100 тысяч предметов, - подлинная сокровищница, отражающая историю, культуру, быт и мировоззрение коренных народов Сибири и Дальнего Востока.

Экспозиции располагаются по эпохам: палеолит, неолит и бронза, ранний железный век, средневековье. Отдельный зал посвящен духовной культуре современных народов Сибири и Дальнего Востока.

Музейные коллекции и экспозиции активно используются в учебном процессе гуманитарного факультета НГУ. В зале эпохи палеолита (каменный век) представлены археологические материалы Горного Алтая из пещер с многослойными отложениями (Денисова пещера, Каминная, Страшная, имени Окладникова), которые дают представление о развитии культур всей эпохи палеолита. Особую ценность имеют сакральные предметы (украшения из кости, рога), свидетельствующие о многообразном духовном мире древнего населения, а также объёмные произведения из бивня мамонта – фигурки птиц и людей.

В дополнение к основной экспозиции, смонтировано несколько ярусов выдвижных витрин, позволяющих на специализированных экскурсиях более углубленно знакомиться с конкретными материалами по палеолиту. Там же демонстрируется новое направление научных исследований - экспериментальная археология. В основе её - изучение древних технологий и изготовление с их помощью орудий, аналогичных древним, с использованием архаичных материалов и приёмов.

В зале эпохи неолита представлены разнообразные по форме, размеру, орнаментации сосуды, произведения мелкой пластики (фигурки животных), наскальные рисунки (петроглифы).

Фото 84.JPG

Фото 84. Новосибирский Академгородок. Музей ИАиЭ СО РАН. Мумия соболя. Нижнеудинская пещера. Восточные Саяны. 10-14 тыс. лет.

Фото 85.JPG

Фото 85. Экспонат музея ИАиЭ СО РАН. IV–II тыс. до н.э.

Фото 86.JPG

Фото 86. Экспонат музея ИАиЭ СО РАН.

Фото 87.JPG

Фото 87. Музей ИАиЭ СО РАН. Предметы религиозных культов эпохи неолита. Восточная Сибирь. V-IV тыс. до н.э.

Экспозиция «Эпоха бронзы» знакомит с новым этапом развития человечества – освоением технологии изготовления орудий труда, оружия и украшений из первого металла – сплава олова и меди. Экспозиция включает многочисленные изделия из бронзы, керамические комплексы, свидетельствующие о разнообразии археологических культур на территории Алтая (афанасьевская и окуневская культуры) и Западной Сибири (усть-тартасская, одиновская, кротовская, андроновская и ирменская культуры, IV тыс. до н.э. - I тыс. до н.э.).

Фото 88.JPG

Фото 88. Музей ИАиЭ СО РАН. Афанасьевская культура. Горный Алтай. Начало III тыс. до н.э.

Фото 89.JPG

Фото 89. Музей ИАиЭ СО РАН. Ирменская культура. Конец I тыс. до н.э.

Фото 90.JPG

Фото 90. Музей ИАиЭ СО РАН. Эпоха раннего железа. Лесостепное приобье. Зеркало, под ним – фигурка медведя; пряжка, наконечники стрел.

Экспозиция эпохи раннего железа рассказывает о формировании культуры кочевников на территории Западной Сибири (большереченская и саргатская археологические культуры), Минусинской котловины (тагарская культура) и Дальнего Востока (урильская и польцевская культуры).

Центральное же место занимает пазырыкская культура - археологическая культура Алтая скифского времени (VI-II вв. до н.э.). Своё название получила по памятнику в урочище Пазырык долины реки Большой Улаган близ села Балыктуюль (Улаганский район, республика Алтай), где экспедицией академика С.И.Руденко в 1929 году были раскопаны усыпальницы племенной знати.

Носители этой культуры обитали на смежных территориях России (плато Улаган, Укок), Казахстана и Монголии. Предположительно пазырыкская культура – продукт развития афанасьевской культуры.

Кроме Пазырыкских курганов, давших название археологической культуре, найдены Башадарские, Туектинские, Шибинские, Уландрыкские и другие курганы скифского времени. Наиболее прославившиеся на весь мир курганы обнаружены новосибирскими учёными на территории природного парка «Зона покоя Укок» (экспедиции работали в 1990-1995 гг.).

В экспозиции археологических находок из курганов на плато Укок в Горном Алтае представлены уникальнейшие экспонаты органического происхождения, сохранившиеся благодаря вечной мерзлоте на высоте более 2200 м над уровнем моря – изделия из меха, кожи, ткани, войлока, дерева. Это одежда пазырыкцев из шелка и меха, сапоги из войлока и кожи, детали украшений сбруи коней из войлока и металла, украшения из золотой фольги, погребальный инвентарь, предметы вооружения, а также мумия мужчины-воина с татуировкой на плече (рост 167 см).

Пазырыкцы представляли собой смешанное кочевое население, в их внешнем европеоидном облике порой проступали черты монголоидной расы. Со своими многочисленными стадами пазырыкцы кочевали, перегоняя зимой скот в высокогорья, где меньше снега, а летом – к богатому разнотравью долин. Они знали и земледелие. Перемалывая зерно на тяжелых каменных жерновах, хранили его зимой в глубоких, выстланных берестой, ямах и пекли из него пресные лепёшки. Жили в домах, срубленных из массивных лиственничных бревен. Из таких брёвен устраивали подкурганные склепы для своих умерших.

Непременными атрибутами их жизни были конь, оружие и вера в помощь предков и небесных покровителей. Основу воинской силы пазырыкцев составляли отряды всадников, вооруженных луками и стрелами. В ближнем бою использовались железные и бронзовые чеканы.

Фото 91.JPG

Фото 91. Музей ИАиЭ СО РАН. Изображение пазырыкского воина. Вооружение воина состоит из лука скифского, колчана со стрелами (часто лук и стрелы носили в футляре из кожи под названием «горит»), акинака (кинжала) в окрашенных деревянных ножнах, прикреплённых к ноге, чекана у пояса, нагайки с деревянным черенком, большого квадратного щита, собранного из раскрашенных жердочек, стянутых между собой кожей. Шею закрывает массивная позолоченная гривна, выполненная в «зверином стиле», на талии – пояс, составленный из накладок с изображением зверей.

Прекрасная половина пазырыкского населения имела в своём распоряжении тот же арсенал, что и мужчины: лук со стрелами, кинжал и даже чекан. Одежда у алтайских амазонок была мужская, хотя само оружие было изящнее. Кроме того, оно богаче украшено яркой символикой «звериного стиля». Женщины всегда остаются женщинами, даже на поле боя.

Фото 92.JPG

Фото 92. Музей ИАиЭ СО РАН. Пазырыкская культура. V век до н.э. Мужские головные уборы. Изготовлены из войлока, украшены аппликацией листового золота, вырезанными из дерева позолоченными фигурками животных и увенчаны головой хищной птицы, зачастую - орлиного грифона.

Фото 93.JPG

Фото 93. Музей ИАиЭ СО РАН. Пазырыкская культура. V век до н.э. Колчан для стрел, стрелы с наконечниками из кости или бронзы, акинак (кинжал) с ножнами, чеканы, щиты.

Фото 94.JPG

Фото 94. Музей ИАиЭ СО РАН. Пазырыкская культура. V век до н.э. Кинжалы с ножнами, позолоченная шейная гривна, череп убитого врага.

Фото 95.JPG

Фото 95. Музей ИАиЭ СО РАН. Пазырыкская культура. V век до н.э.

Меховая шуба. Пазырыкцы носили меховые шубы, зачастую сделанные мехом и вовнутрь, и наружу. Такие шубы имели войлочные аппликации-украшения, а также украшались ценными мехами.

Одним из главных промысловых животных был соболь. Одежды из собольего меха, а также меха леопарда, горностая, белки, степной кошки и выдры были найдены в пазырыкских курганах.

Из копытных животных, кроме кабанов, добывались олени северные и благородные, лось, горные козлы и бараны, антилопы и косули.

Исследование волос найденных мумий, проведённое в Оксфордском университете показало, что основным продуктом в пищевом рационе носителей пазырыкской культуры Укока была рыба, которая в изобилии водилась в горных реках и озёрах Алтая.

Пазырыкское общество возглавляли вожди, которым после смерти воздвигали гигантские курганы в самых живописных урочищах и долинах рек. Немало сокровищ было скрыто под их насыпями. Большинство курганов были разграблены ещё в древности. Но того, что попало в руки археологам, вполне хватило, чтобы поразить воображение любителей древности и украсить экспозиции самых лучших музеев мира.

Погребали умерших в глубоких ямах, на дно которых ставился деревянный сруб – своего рода дом почившего. Нередко для этих целей использовали венцы брёвен настоящих жилищ. Внутри сруба воссоздавался привычный интерьер жилища. Пол и стены склепа застилались войлоком или, если хоронили знатного воина, дорогими коврами. Умершего, одетого в войлочные сапоги-чулки с кожаными галошами, шубу и войлочный колпак, укладывали на правый бок в позе спящего. За его спиной помещали лук и стрелы, у пояса – чекан и кинжал. На шею надевали покрытую золотой фольгой гривну.

В головах ставилось походное деревянное блюдо-столик с короткими ножками, на нём лежал кусок мяса с воткнутым в него ножом. Тут же стояло несколько сосудов – деревянный, глиняный и роговой. Вероятно, этот непременный набор был связан с верой в загробные странствия, когда умершему, чтобы достичь конечной цели, требуются ёмкости из разных материалов.

За перегородкой, будто у стенки настоящего дома, лежали мертвые кони, число которых в могилах знатных воинов и вождей могло достигать нескольких десятков. Рядовым же воинам полагалось лишь по одной – две лошади. Сруб закрывался брёвнами и засыпался камнями и щебнем. У знатных пазырыкцев таких перекрытий могло быть несколько, а в яму, кроме лошадей, иногда укладывались каркасы переносных разборных жилищ и даже повозки. Сверху над могилой возводилось сооружение, которое с течением времени превращалось в обычную насыпь.

В силу климатических условий в захоронениях прекрасно сохранились мумии – забальзамированные тела жителей той далёкой эпохи.

Фото 96.jpg

Фото 96. Новосибирский Академгородок. Музей ИАиЭ СО РАН. Мумия мужчины из кургана 3 могильника Верх-Кальджин 2 с татуировкой на правом предплечье.

Фото 97.JPG

Фото 97. Новосибирский Академгородок. Музей ИАиЭ СО РАН. Рисунок татуировки с предплечья мужчины из кургана 3 могильника Верх-Кальджин 2. Поразительная по мастерству татуировка на коже умершего более двух тысяч лет назад рядового пазырыкского воина, изображает фигуру фантастического животного – оленя с клювом грифона, как бы переброшенного через правое плечо на грудь и спину, нанесенная методом накаливания с втиранием сажи.

Грифон – мифическое животное с туловищем льва, орлиными крыльями и головой орла или льва. Необыкновенно популярный персонаж у сибиряков раннего железного века. Изображался чаще всего в виде орла с ушами и гривой, стоящей зубцами.

Татуировки мифологических животных на теле служили магическим знаком превращения юноши в мужчину-воина, придавали бойцу звериную мощь и яростный пыл в сражении. Вероятно, первые татуировки наносились, когда юноша выдерживал экзамен на зрелость. Это был знак родовой принадлежности, оберёг. В дальнейшем количество татуировок увеличивалось. Они, как награды за боевые заслуги, покрывали руки и плечи воителей. Многочисленные произведения искусства времени пазырыкской культуры выполнены в своеобразном «зверином стиле» – широко распространённом в древнем искусстве. Отличительной чертой этого стиля является изображение отдельных животных, частей их тела, а также сложных композиций из нескольких животных. Он возник у ряда народов в бронзовом веке, особое же распространение получил в железном веке. Алтайский «звериный стиль» отличается неповторимым видением мира, фантастическим и жестоким. Наиболее распространены были изображения травоядных животных, хищных зверей и птиц, а также грифонов.

Фото 98.JPG

Фото 98. Музей ИАиЭ СО РАН. Пазырыкская культура. IV-III вв. до н.э. Горный Алтай. Могильники Ак-Алаха: нашивки - украшение одежды (золотая фольга); каури – украшение одежды (раковины); курильница (камень), семена кориандра. В те времена семена кориандра привозили из Средней Азии, использовались как благовоние.

В отдельных курганах сохранились многочисленные реалистичные фигурки зверей и птиц, в том числе в виде аппликаций из войлока, образцы текстиля, тончайшей работы шерстяные ткани из Передней Азии, вышитая шёлковая ткань из Китая. Во всех курганах найдены красные ткани местной работы, изготовленные из овечьей шерсти. Отдельные находки из раскопанных курганов экспонируются в Государственном Эрмитаже, в краеведческом музее Бийска, в Национальном музее имени Анохина в Горно-Алтайске.

Находки экспедиций академика С.И.Руденко экспонируются в Государственном Эрмитаже в Пазырыкском зале, в том числе китайская колесница высотой три метра, древнейший в мире персидский ворсовый ковёр, мумия скифо-сакского вождя, всё тело которого разрисовано татуировками.

В следующем выпуске мы продолжим знакомство с экспозицией Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока, узнаем о находке археологами на высокогорном плато Укок мумии молодой знатной скифской женщины, названной журналистами «Принцессой Укока».