успех на стороне активных!

Путешествие в Западную Сибирь и на Алтай. Часть 9.

  • «Путешественник-любитель Галина Петровна»

Продолжаем знакомство с экспозицией Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (музей ИАиЭ СО РАН). Речь идёт о пазырыкской культуре - археологической культуре Алтая скифского времени (VI-II вв. до н.э.). Мумию молодой знатной женщины российские археологи нашли в ходе раскопок кургана Ак-Алаха, который расположен на алтайском плоскогорье Укок. «Принцессой Укока» (Алтайской принцессой, Очы-бала) её прозвали журналисты, по имени плоскогорья, на котором высился курган. Географическое положение плоскогорья Укок способствовало длительной изоляции обитавших на нем носителей ярких и самобытных культур, начиная с каменного века до современности. Сейчас «Зона покоя «Укок» является объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Для местных жителей плоскогорье имеет ореол священности. Уникальность природно-климатических условий плоскогорья Укок способствовало тому, что в ряде погребальных комплексов эпохи раннего железа образовались линзы мерзлоты, благодаря чему сохранились изделия из ткани, кожи, войлока, дерева, а также мумифицированные тела людей. Именно в такой линзе мерзлоты на плато Укок экспедиция новосибирского археолога Натальи Полосьмак в 1993 году нашла мумию древней женщины. Находка, возраст которой оценивается более чем в 2,5 тыс. лет, — одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века.

Женщина лежала на сложенном вдвое толстом войлоке и войлочной подушке-валике под головой в позе спящей: на правом боку, со слегка согнутыми в коленях ногами и скрещенными на животе руками. Она была укрыта меховым покрывалом с аппликациями из золотой фольги в виде растительного орнамента. Прекрасно сохранилась одежда:

просторная шелковая рубаха желтоватого цвета с рукавами, закрывающими кисти, отделана по швам тонким красным шнурком, а по подолу, горловине, краю рукавов и центру – красной тесьмой;

длинная двухцветная (бело-красная) шерстяная юбка, которая держалась на пришитом к ней толстом, свитом из шерстяных ниток, красном плетёном поясе с кистями;

на ногах – длинные белые войлочные сапоги-чулки, по верхнему краю украшенные красной полосой узорчатой войлочной аппликации;

нарядная и лёгкая меховая шуба.

Вся одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребённой. Подлинные вещи «принцессы Укока» вместе с её мумией хранятся в Национальном музее имени Анохина в Горно-Алтайске.

Фото 99.JPG

Фото 99. Новосибирский Академгородок. Музей ИАиЭ СО РАН. Изображение наряда скифской женщины из кургана 1 могильника Ак-Алаха 3 (принцессы Укока).

Фото 100.JPG

Фото 100. Новосибирский Академгородок. Музей ИАиЭ СО РАН. Шелковая рубаха с плетёным поясом, найденная в пазырыкских курганах. 2,5 тыс.лет. Сшита из дикого шёлка-чесучи, произведённого либо на юге современного Китая, либо на территории Ассама (в современной Индии). Плетёный пояс был важным символом, не только оберёгом, но и памятным знаком, помогающим хранить важную информацию.

Фото 101.JPG

Фото 101. Новосибирский Академгородок. Музей ИАиЭ СО РАН. Войлочные сапоги-чулки, украшенные аппликацией. На них при ношении надевались кожаные галоши. Такие сапоги были удобны для верховой езды. Найдены в курганах скифского времени.

Фото 102.JPG

Фото 102. Новосибирский Академгородок. Музей ИАиЭ СО РАН. Реконструкция наряда скифской женщины.

Фото 103.JPG

Фото 103. Новосибирский Академгородок. Музей ИАиЭ СО РАН. Реконструкция наряда скифской женщины. Головной убор.

Головной убор женщины, надетый на обритую голову, представлял собой единое сложное сооружение из собственных волос и конского волоса, войлока, шерсти, дерева. Основу этого тяжелого парика, державшего форму причёски, составляла войлочная шапочка, к которой в два слоя были пришиты волосы. На макушку парика крепилось своеобразное навершие в виде длинного лепестка — высокое (около 61 см) сооружение из войлока, обтянутого черной тканью, на деревянном каркасе, на него нашиты деревянные фигурки птиц (всего 15), обклеенные золотой фольгой; в специальные пазы вставлялись крылья, лапки, хвостик, вырезанные из кожи. Словно кокарда, на парике крепилась деревянная фигурка лежащего оленя с раздвоенным туловищем. На прядь волос, собранных на макушке, был надет сплетённый из красной шерсти чехол; в него воткнута бронзовая булавка с деревянным навершием в виде оленя, стоящего на шаре.

В те времена обычай скальпирования был характерен не только для американских индейцев. Так следы скальпирования хорошо видны на голове мумии вождя, обнаруженной в одном из курганов урочища Пазырык. Скальпы побежденных привязывались к узде коня и по их количеству определялось воинское умение владельца. Вероятно, поэтому пазырыкские женщины брили голову, чтобы врагам не достался их скальп. Верхней одеждой женщин были нарядные и лёгкие меховые шубы-кафтаны с узкими длинными рукавами, укороченные спереди и с длинной фалдой – «хвостом» сзади. Шубы сплошь украшались кожаными аппликациями и отделкой из окрашенного меха. Орнаменты, покрывавшие одежду, включали изображения животных и имели как охранительные, так и опознавательные свойства.

В ушах женщины – золотые проволочные колечки, на шее – деревянная гривна с восемью фигурками лежащих крылатых барсов, покрытая золотой фольгой. Умершую сопровождали её личные вещи. У левого бедра поверх юбки лежало помещённое в войлочный чехол зеркало – четырёхугольный кусочек бронзовой пластины, вставленный в деревянную круглую оправу с ручкой; на обороте оправы вырезано изображение оленя. Отполированная поверхность пластины натиралась ртутью, что не только делало эту поверхность блестящей, но и придавало ей свойства настоящего зеркала. Амулеты – бусины, бисер, бронзовые подвески – были, вероятно, собраны на ниточки и связаны вместе.

Тут же находился «косметический набор»: кисточка из конского волоса; рассыпавшийся сине-зелёный порошок (вивианит – минерал, используемый для изготовления синей краски); фрагменты своеобразного карандаша – стерженька из железных колечек, грифелем в котором был вивианит. Этот «карандаш» мог использоваться для раскраски лица в ритуальных целях.

Рядом с головным убором стояло каменное блюдечко с семенами кориандра.

Учёным удалось воссоздать облик Алтайской принцессы, которую они предпочитают именовать «знатной женщиной». Установлено, что она умерла в возрасте примерно 25 лет, возможно, принесла себя в жертву.

Фото 104.JPG

Фото 104. Новосибирский Академгородок. Музей ИАиЭ СО РАН. Фотография мумии женщины из кургана 1 могильника Ак-Алаха 3, находившейся на этом месте в музее до 2012 года.

Фото 105.JPG

Фото 105. Новосибирский Академгородок. Музей ИАиЭ СО РАН. Рисунок татуировки на теле женщины из кургана 1 могильника Ак-Алаха 3.

Можно предположить, что одиночное захоронение молодой знатной женщины указывает на её безбрачие, свойственное шаманкам и другим обладателям тайных знаний. Безбрачие подчеркивало их независимость и исключительность. Татуировками были покрыты обе руки от плеч до пальцев: на левом плече изображено фантастическое животное в зверином стиле: олень с клювом грифона, рогами оленя и козерога. Рога украшены стилизованными головками грифонов; подобная же головка помещена на спине животного, которое показано с «перекрученным» туловищем (в символике перекрученное тело животного – отображение верха и низа мироздания). Ниже в такой же позе изображен баран с закинутой назад головой; у его ног – сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом. Под барсом расположен фантастический зверь, изображение головы которого не сохранилось; у него когтистые лапы, длинный полосатый хвост тигра, туловище лежащего оленя, а из спины вырастает голова грифона. На запястье хорошо видна голова оленя с большими ветвистыми рогами. К тому же в руках девушки была палочка из лиственницы — орудие «сотворения мира». Такие палочки вкладывали в руки только высшим божественным особам.

Загадочные татуировки, покрывающие всё тело, явно несли скрытый смысл, но какой? На левом плече - сакральный знак грифона, мифического существа, согласно старинным сказаниям являющегося хранителем сокровищ скифов. Некоторые учёные предполагают, что татуировки на теле «алтайской принцессы» - это ничто иное, как зашифрованная карта.

Почти 20 лет мумия, найденная на Укоке, находилась в музее Института археологии и этнографии в Новосибирском Академгородке, где её исследовали ученые. Этот факт вызывал недовольство определенной части алтайского народа, которые связывали многочисленные природные катаклизмы на Алтае, в том числе и серьезное землетрясение 1993 года, именно с тем, что потревожен прах принцессы. Алтайцы называют её своей прародительницей Кадын. Все 20 лет с момента находки алтайские шаманы обсуждали вопрос о необходимости возвращения Алтайской принцессы на родину, а некоторые — даже о необходимости снова ее захоронить. Тем временем, в музее Горно-Алтайска была проведена реконструкция, которая позволила обеспечить необходимые условия для хранения уникальной находки. Был построен специальный саркофаг, в котором поддерживается определенная температура и влажность. В сентябре 2012 года мумию в бронированном саркофаге перевезли из Новосибирска в Горно-Алтайск на вертолёте и доставили в Национальный музей имени Анохина. В этот самый момент на плато Укок шаманы Алтая, Тувы и Хакасии проводили специальный обряд — просили дух принцессы простить людей и успокоиться. Говорят, с этого момента жить в республике стало намного легче.

Останки женщины обнаружили в деревянном срубе (3,3 х 2,3 м), сложенном из брёвен лиственницы, гладко отёсанных с внутренней стороны. Этот сруб был установлен на дне могильной ямы, на глубине 282 см от её края. Всё пространство погребальной камеры – от перекрытия из одиннадцати плотно пригнанных брёвен до самого дна – заполнял лёд. Вместо пола на дне склепа поверх специально выложенной гальки и камней было постелено полотнище из нескольких сшитых вместе кусков чёрного войлока.

У южной стенки склепа стояла массивная колода; её крышка была плотно забита медными гвоздями с круглыми шляпками. По мере оттаивания на колоде появлялись украшавшие её (но порванные льдом) кожаные аппликации – фигуры оленей, сопровождающих человека в иной мир.

Рядом с колодой помещалась посуда с пищей. На полу лежали два разрушенных льдом плоскодонных керамических кувшина. На блюдах сохранились куски мяса. В один из них был воткнут железный нож, окончание рукоятки которого представляет собой симметрично расположенные изображения верхней части морды волка с рогами козерога. Центром композиции, украшавшей рукоять, являлась зубастая волчья пасть.

Фото 106.JPG

Фото 106. Новосибирский Академгородок. Музей ИАиЭ СО РАН. Колода-склеп из лиственницы. Со всех сторон на колоду крепились кожаные аппликации, изображавшие оленей, сопровождающих человека в иной мир.

Фото 107.JPG

Фото 107. Новосибирский Академгородок. Музей ИАиЭ СО РАН. Погребальные сосуды.

Фото 108.JPG

Фото 108. Новосибирский Академгородок. Музей ИАиЭ СО РАН. Погребальный инвентарь из кургана 1 могильника Ак-Алаха 3.

Фото 109.JPG

Фото 109. Новосибирский Академгородок. Музей ИАиЭ СО РАН. Керамические сосуды.

В северной части могильной ямы на дне было уложено шестеро коней, убитых ударом боевого чекана в теменную часть черепа. Они лежали в два яруса в узком (около 65 см) пространстве между стенкой сруба и стенкой ямы. Сохранились шерсть, заплетённые в косы хвосты, деревянные украшения конской упряжи, детали седел и их войлочные покрытия.

Фото 110.JPG

Фото 110. Музей ИАиЭ СО РАН. Изображение коня.

Фото 111.JPG

Фото 111. Музей ИАиЭ СО РАН. Деревянные украшения конской сбруи.

Фото 112.JPG

Фото 112. Музей ИАиЭ СО РАН. Реконструкция внешнего вида и сбруи коня из кургана 1 могильника Ак-Алаха 3.

Фото 113.JPG

Фото 113. Музей ИАиЭ СО РАН. Снаряжение коня, войлочные покрытия сёдел.

Пазырыкцы успешно противостояли вторжениям больших отрядов противника, рассеивая их, но они оказались бессильны перед постепенным, настойчивым внедрением в горы Алтая групп переселенцев, вышедших откуда-то из глубин Центральной Азии. Пришельцы занимали горные долины медленно, но верно, вытесняя пазырыкских всадников в высокогорье – к самым небесным кручам. И хотя по историческим меркам пазырыкская культура просуществовала недолго, она, оставаясь одной из самых ярких культур раннего железного века, не исчезла бесследно, а трансформировалась в культуру гуннского типа, которая названа «булан-кобинской» культурой по названию одного из могильников.

В свою очередь булан-кобинцы приняли непосредственное участие в формировании населения эпохи средневековья Алтая, которая открывается тюркским периодом.

На современном гербе Республики Алтай изображен символ скифской культуры – грифон, осуществляющий фантастическую связь времён – культур XXI века н.э. и V века до н.э.

В следующем выпуске мы продолжим знакомство с экспозицией Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока, в том числе посвящённой сибирским старообрядцам.