14.06.2017
Развлечения
Жил в нашем селе человек, по имени отчеству Михаил Степанович по прозвищу «Вилок». Женат, отец пятерых детей. 3 сына, две дочери. Старшая Евдокия (Дуня), как бы там не было странно, старше своей младшей сестры на 20 лет, по одной простой причине родились в один день ангела какой-то святой преподобной Евдокии. Три сына и брата: старший Александр, второй сын Тимофей, младший брат Петр по прозвищу «Кормилец». Младшего брата Петра родители любили и лелеяли надежду, что именно они с ним будут доживать свой век и от рождения дали ему прозвище «кормилец». В быту Петра младшего брата все звали «кормилец». Средний сын, брат Тимофей перед войной, умер от туберкулеза. Александр Младший брат «Кормилец» Петр в 41 году ушли на войну. Старший брат Александр был убит под Москвой в декабре 41 года. Младший брат Петр Кормилец погиб в битве на Курской дуге летом 43 года. Все сестры и братья были полнородными, от одного брака, потому что их родители прожили свой век в любви, согласии и до конца своей жизни сохранили супружескую верность. Жили очень бедно и очень честно. Братья были талантливые, все играли хорошо на гармошке и на балалайке. Играть на свадьбах их всегда приглашали за 2, за 3 месяца вперед. Все три брата по профессии были потомственными пастухами. У старшей сестры Евдокии (Дуня) муж не вернулся с войны. У второй, младшей Евдокии, после войны в мирное время муж погиб в автомобильной аварии.
[27.05.2017 10:21] Наталья ))): Что ж, Михаил Степанович «Вилок», до революции 1917 года, отслужив в царской армии, провоевал всю первую мировую войну, в гражданскую воевал за власть Советов за землю, но после гражданской войны женился на бедной крестьянке Марине, от земли отказался и как некоторые крестьяне нашего села, ушли в город, работать на производство, а кто в создававшие, в то время в стране Советов, в трудовые Коммуны, как говорится на языке заключенных, мечтавшие о райской жизни мужики объединились в коммуны, и хотели жить по понятиям, по справедливости. Так как Михаил Степанович «Вилок» был очень честен, справедливости ради решил вступить в коммуну, местечко Борисово Моршанского района Тамбовской области. По понятиям коммунаров в коммуне, должно быть всеобщее питание, скот, сельхоз инвентарь земля и все доходы на душу населения распределялись по справедливости, одежда была форменная, коммунарская из черной хлопчатобумажной ткани. Мимо Коммуны по проселочной дороги, проезжающие в город мужики, увидав в черной форме Коммунара испугавшись шарахались в сторону и лошадей гнали во весь дух на это есть основание. О чем я слышал рассказ Коммунара, как всей коммуной вооруженные наганами ходили усмирять восставших мужиков одной деревни не довольных порядками Советской власти. Но, взбунтовавшиеся мужики оказали упорное сопротивление, вооруженные косами, вилами, топорами гнали коммунаров в плоть до своей коммуны без оглядки. Как рассказывал один Коммунар, спасаясь бегством, не оглядываясь назад, все время, казалось, что вот-вот догонит мужик и накинет на шею косу. Страшно было. Некоторые из коммунаров жили в общих браках. Многие жили в своих избах. Все праздники, как праздник 1-ro мая, день Октябрьской социалистической революции. Праздновали с пышным застольем и недельным похмельем. Как свидетельствовал старший член коммуны Григорий Скорочкин, поскольку праздники проводились пышно, долго и с большим похмельем, у всех Коммунаров появлялась не преодолимая тяга к спиртному. Приезжающему из Райисполкома представителю поинтересовался, как живут коммунары, давали в подарок, вернее забивали барана или самую лучшею свинью. Потом между Коммунарами, начинались разборки, распри, доходившие до драки, а помирившиеся решали опять пить, как они говорили, для того мы и собрались в коммуну, чтобы пить. Видя, что от такого сборища, как коммуна все равно толку нет и каждый день пили беспробудно и пропили все, что было на балансе Коммуны. Парижская коммуна просуществовала 71 день. Как писал Ленин, Парижскую коммуну погубила честность, справедливость, коммунаров. А такую коммуну, не знаю, как назвать, не иначе как ни тем ничем, а черт ее знает, чем, просуществовала, от праздника первого мая до праздника октябрьской Социалистической революции того же года, до записи
[27.05.2017 10:22] Наталья ))): мужиков в колхоз. После распада коммуны, все коммунары разлетелись кто куда. Кто вошел в колхоз. Кто покинул свое место жительства, разъехалось на заработки по разным местам необъятной России. Но любившие свои родные места «Вилок» Степан Михалыч, никуда не уехал, в колхоз не вступил. Нанялся на работу на железнодорожную станцию Коршуновка в Моршанском районе стрелочником. Поскольку М.С будучи молодым пас общественное стадо, умудренный житейским опытом привыкший долго и много ходить за стадом, стал творить «чудеса». Как землемер измерял свой путь до места своей работы шагами, насчитал 7000 шагов. По его подсчетам означало ровно 5 километров, которые он проходил ровно ни больше не меньше как он говорил за один час. И ни на одну минуту никогда не опаздывал на работу. Часов у него не было, время следования в пути вычислял шагами и всем говорил, мой шаг, как часы. По окончанию работы, смены, уходя домой не воровал, а брал какую-нибудь не годную на станции железяку и нес ее домой. Собирал не годные, изношенные тормозные колодки от колес, вагонов, болты, гайки. На болтах нарезал резьбу. Когда себе строил двор, сарай в сопряжениях в местах стропил соединения, закреплял болтами, болты закручивал гайками. Чтобы воры не залезли во двор для прочности все соединения, у двери в сени и в дом, все несущие конструкции скреплял болтами с закручиванием гаек. Так же была сделана деревянная кровать. В местах соединения конструкции болтами с закручиванием гаек. Такой конструкции Михаил Степаныча, как сарай, двор, двери даже кровать на болтах с закручиванием гаек, односельчане изумлялись и считали его чокнутым.
[27.05.2017 10:23] Наталья ))): А когда Михаил Степаныч ушел на пенсию, правление колхоза пригласило его сторожить колхозный двор. Так в сторожке, построенной для сторожей, скотников, конюхов и всего обслуживающего персонала колхозного двора, где летом и зимой от курения дым стоял коромыслом, а стены от никотина желтые, по-другому называлось брехаловка, по тому там собиравшиеся на работу люди всегда о чем-то спорили, ругались, обсуждали колхозную жизнь, трудодни за которые в колхозе почти мало платили, а то и вовсе ничего. Наступала весна. Колхоз готовился к весеннее-посевной компании. Нужно было подготовить весь сельхоз инвентарь: сеялки, плуги, бороны, подладить для лошадей, сбрую, хомуты под постромку и т.д. Чтобы заменить или отковать, какую-нибудь часть к плугу, сеялки, бороне, в колхозе не оказалось ни «одного» килограмма железа. Узнав, Михаил Степанович, что в колхозе, для кузницы нет железа пришел в правление колхоза, с предложением, что у него железо есть и он отдает его в колхоз безвозмездно. В правлении как к чудаку отнеслись с недоверием. На поверку оказалось в углу его сарая большая куча металлолома от разных из ношенных частей машин и обломков железа весом не более 10 кг, чтобы сподручнее было брать и нести на плечах. Приехавшие шесть подвод погрузили железо, на весах оказалось 30 пудов каждый лошадиный воз, в общей сложности 3 тоны. Так Михаил Степанович «Вилок» за 10 лет работы стрелочником на железной дороги, кроме выходных дней за 5 км до своего дома на своих плечах перенес 3 тоны железа. Спросили его: для чего это ты делал? Ответ для равновесия при ходьбе. С этого времени Михаил Степанович в колхозе «слыл» великим чудотворцем, и все смеялись над ним. Но чувствуя свое превосходство и всем говорил Миша парень не дурак и знает разговаривать с кем и как. Приходя в ночное время на дежурство, сторожить всю ночь рассказывал завораживающие сказки. Были такие сказки, которых он не успевал рассказывать за одну ночь и досказывал последующие 2-3 ночи особенно полюбившею всем слушателям. Сказку: «Умоли моя охота» про охотников собак, волков, про двадцатиглавого змея Горыныча. Рассказывал про до революционную Москву про то время, когда их пехотный полк был расквартирован в Москве и нес царскую гарнизонную службу, о том, как много в Москве аферистов и жуликов, как на Хитровом рынке, где он купил новые сапоги они оказались худыми и отвалились у них подметки. Это была не сказка, а настоящая быль, о которой он рассказывал долго и с упоением, и в любом случае, такой рассказ нельзя принять за сказку. Много и умно мог рассказывать и делать Михаил Степанович: занимался резьбой по дереву, был хорошим мастером часовых дел. Сделал безмен, с ограничение до 2х пудов, с точностью до сегодняшних электронных весов. На селе до сих пор пользуются таким безменом, проверяя обвешивание продавцами покупателей, который до нынешнего времени находятся у его потомков. По воскресеньям ходил в церковь, молится. Помолившись после обедни,
[27.05.2017 10:23] Наталья ))): заходил в винный магазин, покупал шкалик (125 грамм) русской водки. Перекрестившись перед иконой, садясь за стол, выпивая приговаривая по будем, хоть один часок веселыми (Петр кормилец младший брат из сыновей брал гармонь, играл русскую барыню и Михаил Степаныч подбоченюсь пускался в пляс да! Странный был Михаил Степаныч человек. Как и прежде куда бы он ни шел будь то на колхозный двор сторожить или в селе на сходку, даже на тушение пожара шел своим размеренным шагам, но на пожар приходил к дымящим уголькам. Когда кто- ни будь делал ему замечание, что на пожар нужно бежать или быстрее шагать. Отвечал «Мой шаг как часы» ни больше ни меньше. Так Михаил Степаныч в исполнении своих работ, всегда был точен и за свою трудовую деятельность ни на минуту не опаздывал на работу. В избе у него всегда было тесно, но чисто, а на дворе был идеальный порядок. Про караулив колхозный дворе за 75 сотых трудодня в день (за день) Михаил Степаныч в зиму 32 года взял расчет. В то время колхоз имел 300 штук водоплавающей птицы гусей. Во время весеннего выводка гусей женского пола гусынь, на добровольных началах распределяли по дворам колхозников, кто сколько мог взять. Кто две, кто три, а кто больше гусынь, так же взял три гусыни двор пред. Колхоза. После выводка по истечении 2х недель, когда птенцы не много подрастали их сдавали в колхоз в общее гусиное стадо, за вознаграждение трудоднями и от количества сданных птенцов, осенью получали несколько откормленных жирных гусей, в среднем по 3 гуся. Так же из своих дворов колхозники сдавали своих гусей на выпас (пасти) в колхозную стаю под отчет, пасущего этих гусей. Но проблема была в том, долгое время не могли найти человека, который мог гусей, утром выгонять днем, караулить вечером на ночь загонять в колхозный гусиный хлев, гусятник. Так как среди колхозного поля много озер и проходит река Цна с заливными лугами. И, как любителю своих мест, реки, лугов, озер и природы. Михаил Степанычу предложили пасти колхозных гусей. Одно дело любить природу хорошо, но гусей пасти, нужен глаз да глаз. Смотреть чтобы коршун не мог утащить гусенка, чтоб лиса не могла подкрасться, схватить гусака или гусыню. Больше всех гуси доставляли хлопот, когда гуси паслись по близости, огородов колхозников и врывались в огород «Когда Михаил Степаныч был на том или на другом конце озера, гуси врывались в огород и обгрызали ботву картошки, как колорадский жук.
[27.05.2017 10:25] Наталья ))): А капусту лучшее, чем съедает колорадский жук картошку. Поздней осенью перед темной ночью вечером, Михаил Степаныч собрал гусей, чтоб на ночь загнать их в гусятник, но гуси, чувствуя и видя темноту ночи, не слушая своего Пастыря, все как один разбежались и спустились для безопасности в озеро от берегов подальше в самый центр и расположились всем караваном на плов, на ночлег, прижавшись поплотнее друг к другу. В таком случае гусей из воды выгнать невозможно, при любом желании потому что гуси обладают инстинктом самосохранения не меньше зверей, животных, даже человека. Оставив гусей ночевать на воде среди озера, с надеждой, что они будут все целы и невредимы, Михаил Степаныч ушел ночевать домой. Встав утором рано, подходит к озеру, а гусей на месте нет. Пошел по берегу озера, увидел на лугу, остатки бродячих гусей. Пошел дальше по широком лугу, как, на поле боя на войне увидел много распотрошенных гусей, велико множество гусиных голов, крыльев, перьев, лапок «На поле гусиной брони».
[27.05.2017 10:25] Наталья ))): Собравшись все члены правления, члены ревизионной комиссии колхоза, установили причину гибели, мизерный остаток гусей. Следствием было установлено: Прибежали 3 волка, один волк подплыл к гусям. Погнал их вдоль озера, вплавь к выходу на сушу. Чтоб гуси не разлетелись по сторонам, один волк рыскал по правому берегу, один по левому берегу. Вышедши из воды на сушу, волки ловили гусей, бегающие по берегам на подхвате, оба волка соединились и без жалостно начали на клочья рвать гусей. Почуяв кровь, разбегающихся, разлетающихся гусей, а тяжелый жирный гусь, далеко улететь не может разве только метров до 10, но не каждый гусь. Каждый волк, выбирая, догоняя свою жертву в спешке отгрызал гусю голову, крыло, лапу, потрошил внутренности всю ночь. Перед рассветом устали, нажрались гусятины и убежали в лес. Долго Михаил Степаныч переживал трагическую гибель гусей. Потом начались разборки, кто сколько со своих дворов на выпас в колхоз сдавал своих гусей. Гусей не хватало, чтобы возвратить их своим хозяевам. Сколько
[27.05.2017 10:26] Наталья ))): сдал частный двор гусей на выпас, в колхозной бухгалтерии записано, а определить или узнать чей гусь погиб невозможно, потому что они были все белые и одинаковые и нигде у них ничего не написано, а если было бы написано, все равно бы все смылось. Но председатель колхоза опознал своих всех до одного гуся. Создается впечатление, как будто волки пожалели гусей, знали, что они председателя колхоза. Об этом тогда писала районная газета «Большевик» под заголовком «умные волки». Как у нас водится (заведено) крайним нашли Михаила Степаныча. Судить его не стали. Взять и взыскать с него нечего. Если только одну гармонь на которой играли его сыновья Александр, Тимофей, Петр. Потом учли, его честность, справедливость доброжелательность, за отдавши колхозу металлом, для кузницы безвозмездно, который будучи работая стрелочником на железной дороги, собирал 3 тонны. Однажды я разговорился с Михаилом Степанычем о нашей жизни, как устроена наша жизнь, кто как живет, но он мне задал вопрос, что такое социализм, что такое коммунизм? О социализме я кое-что знал, про то, о чем только толковал простые смертные люди, а о коммунизме что-то представлял себе смутное потому что не позволяло образование, по одной простой причине, партийную школу не кончал. Посмотрел на меня умными глазами. Не знаешь сказал Михаил Степаныч.
[27.05.2017 10:27] Наталья ))): председатель колхоза на не трудовые доходы, в городе построил себе дом, двухэтажный особняк, огороженный из кирпича оградой с железными воротами, гараж для автомобиля дорогой иномарки. Вот это зло, против людей, проработавших в колхозе честно за трудодни (за палочку), который своим тяжелым трудом кормят народ. Вот это есть добро. Много знал и умел Михаил Степаныч на своем веку. Жаль, что никто не мог записать его сказки, которые канули в лето. За гонорар таких сказок Михаил Степаныч мог жить бы безбедно. Умер в нищете, как память о себе оставил один точный безмен, которым в быту люди села Карели пользуются до сих пор, вспоминая о Михаиле Степаныче. По прозвищу «Вилок».
0 предках своих односельчан, которых я помню, и их рассказы, о своих предках. Село Карели Тамбовской области древнее, большое. Избы были деревянными, крытые соломой, с очень маленькими окошками с резными ставнями, стояли в один ряд. Такое расположение изб в один ряд, называлось порядком. Печи в избах топились по-черному, и стены были закопчены, как, в кузнице. Хотя в настоящее время в Карели электричество, газ, телевизоры, компьютеры, в добротных кирпичных домах, живущие люди носят прозвище «Коптеловы». Полы в избах, были земляные. Хотя, в некоторых семьях, по богаче, были полы дощатые, но очень редко, но похожи были на земляные: от того никогда не мылись, вернее чистились один раз, в год к празднику Пасхи, потом скоблились, большим кузнечным ножом, так называемым нож «Скобель». Смачивать, водой полы, древние женщинам не разрешали, с целью: предохранения полов от загнивания.
[27.05.2017 10:27] Наталья ))): . Детей в каждой семье было, очень много, все мал и стар ютились, на закоптелых полатях от копоти, дети были чумазые, смуглые, похожи на цыган. Жизнь в те далекие времена в русских деревнях, была полностью совместима с жизнью животных, особенно в зимнее время. Когда начинался отел коров, окот овец, рождения жеребят. Поскольку у мужиков, в то время теплых помещений для скота не было, а в плетневых хлевах, в крещение морозы, температура воздуха, была, выше, на 2-3 градуса, чем за плетневым хлевом. Перед отелом корову, рождением жеребят, ягнят, день и ночь следили, чтобы во время рождения: теленка, жеребенка, ягненка, чтобы приплод не мог замерзнуть. Если, отелилась корова, теленка в большие кошелки уносили в теплое место в избу, сажали в клеть, или привязывали за веревку в углу избы, а корову для дойки заводили в избу, подоивши выводили, до следующей очередной дойки, а жеребенка, для кормления выводили во двор, для (лактации), покормивши, загоняли в избу, а лошадь, мать, запрягали в сани и ехали, на ней в лес за дровами. Или еще куда-нибудь. Вот, так жили люди; вместе, с жеребятами, телятами отдыхали, питались, и дети играли с ягнятами. В избах, царила грязи темнота. С наступлением зимы, мужики резали баранов, из выделанных овечьих шкур по деревням ходили портные, шили шубы, тулупы, ибо большинство русских людей, зимой одевались в тулупы и шубы, а крестьяне на ноги наматывали теплые онучи и на них, обували лапти привязывая лапти к ногам веревочками, называемыми, оборками. В зимние долгие вечера, при свете лучины, женщины ткали холсты, пряли пряжу вязали чулки, варежки, собирались на посиделки, рассказывали, друг, другу, разные байки в то же время занимались рукоделием.
[27.05.2017 10:28] Наталья ))): Сколько лет, существует с. Карели в каком году, оно обосновано, никто не знает. Но перед войной в 1940 году случайно обнаружился исторический памятник, с. Карели. На проезжей проселочной дороги обнаружился колодезь. Когда — то давно по этой дороге, ехали зимой и летом обозы. Со временем стали ездить, грузовые автомобили, даже проезжали многотонные трактора К-700, только на много позже. На самой колее на дороге образовалось небольшая дыра в диаметре 10 см. Со временем дыра стала от движения транспорта раздаваться больше и в образовавшею большую дыру, стал виден, колодец, со свежей родниковой водой и крепким дубовым срубом. Собравшиеся люди со всего села стар и мал, от удивления разводя руками, стали думать, и гадать, как мог быть колодец на дороге. Автору этих строк 92 года, а деду Панкрату в 1940 году было, 100 лет. Ни он ни его дед о сосуществовании, такого колодца ничего не помнят. Должно, и нужно, полагать, что такой Колодезь вырыт был лет 250-280 тому назад. Хотя о происхождении, села Карели ни в одной книжке ничего не написано, но районные газеты со временем становления в Тамбовской губернии советской власти, пестрели заголовками о происхождении, и лжеученые, имея ввиду наших историков, Моршанского р-на, утверждали, что село Карели получило наименование, от деда писателя сына попа, Верты (Карельского). По другой версии, от беглого каторжника по фамилии Карельский, разыскиваемого сыщиками, жившего в землянке, на том месте, где впервые поселились люди села Карели.
[27.05.2017 10:28] Наталья ))): Когда в армии писарь, заполняя, личное дело, записывая место, рождения, адрес проживания, область, район, когда спрашивал, какое село, деревня: Я отвечал село Карели. Потом переспрашивал: Карел: Я отвечал русский. А такая версия имела место быть. Якобы, на месте, где 8 Карели в первые поселились Карелы. Но по преданию Старины, как рассказывал, дед Панкрат, там, где, было, начало, С Карели, стояла деревянная церковь, в ней служил священник по фамилии Капельский умершего священника, похоронили около церкви. Церковь свое сосуществование прекратила, а поселение на этом месте, в честь попа Карельского, село назвали Карели. Какие люди до церкви и захоронения священника на том месте жили, нам простым смертным предание старины ничего не говорит. Как, гласит пословица, это совсем другая история. Но мне, как старожилу известно, и много видевшего и до настоящего времени, как до неузнаваемости изменилась природа, Карельских земель. Единственное, радует глаз- это сосновый бор. От бора с восток за рекой Цной, лес, который протягивается через всю Тамбовскую область, в котором много грибов и ягод. Когда-то было много волков, зайцев, лис, белок, лосей и всякой разновидной дичи. Теперь таких диких животных, зверей, осталось очень мало. В лесных кварталах, все завалено ватником, буреломом. Даже много осталось когда-то заготовленного гниющего леса. В сосновом бору, богатые люди (олигархи) построили пилорамы, бесконтрольно рубят сосны и на пилорамах распиливают, на доски, на брусья, на лесовозах пиломатериал, лес е вывозят по требованию, во все концы страны. На побережье реки Цны, куда поступают сосны бора, построили себе Коттеджи, огородили высоким забором, поставили охрану. Для вывоза, пиломатериала построили асфальтированную дорогу. Все природ охраняемые, места, как бор убоится. Все это не явление природы, а явление человеческого без хозяйственного фактора. На пример: бывшие луга, поля с. Карели от которых кормились люди, скот, заросли мелким лесом. Все водоемы, озера заросли осокой, высокими камышом. Исчезло из них рыба, не стало диких гусей, уток. Когда-то, давно в районе расположения полей, лугов с. Карели через реку были мосты, позже строились понтонные мосты. Во время половодья разбирались, для пропуска, весенних вод. Когда был колхоз, мосты, через реку ликвидировали. Правление колхоза решило сделать переправ у через реку на пароме. Перетягивать паром вручную по стольному канату туда и обратно, тяжело, и не так быстро и правление колхоза придумало, решило, постановило, чтобы не прерывно, через реку шло
[27.05.2017 10:29] Наталья ))): движение(переправа). У речного хозяйства, закупили две, стальных баржи, длиной 35 м и шириной, 6 м, водоизмещением 50 тон каждая баржа. Прибуксировали на место переправы, развернули обе баржи поперек реки, соединили в месте, друг, за дружкой по морском называется, в кильватер, по сторонам бортов сделали, перила (ограждение) получился мост, и пошли беспрепятственно по такому мосту пешеход, конный транспорт. Грузовые автомобили и все сельхоз машины. С окончанием работы, установкой барж, выпили, для колхоза, дорогостоящий, магарыч. Казалось, как будто все хорошо, но не тут-то было. По сколько баржи, между собою соединены, плывущие по течению водоросли и все, что могло плыть по реке, так как баржи, стояли поперек реки, все содержимое плывущее по реке, задержалось у бортов барж. Порою ливневые дожди попадали в открытые люки барж, ибо их закрывать было нечем, затопляли трюмы барж, дождевой водой. А некоторые охотники, пробуя силу своего охотничьего оружия, картечью дырявили борта барж. Про просуществовав лето, такое горе, колхозное, инженерное сооружение, поздней осенью, когда стал в реке замерзать лед, чтобы баржи не вмерзли в лед, одну баржу трактором К-700 вытащили на правый пологий берег реки, и учесть ее была решена. Зимой любители металлолома баржу раскурочили и продали в металлолом. Вторая баржа утонула, осталось лежать на дне поперек русла реки, занимая, большею часть половины реки. Сколько ни старался, колхоз, вытащить из реки баржу, так дело не сдвинулось с мертвой точки, до настоящего времени. Так осталась лежать много-тонкая металлическая конструкция баржи на дне, поперек реки. Это было при советской, власти, это есть при нынешней, здравствующей не знаю, как называется, властью. В старые былые времена, река Цна была судоходной, за ней следили и ее чистили и никогда во время чистки не оставили бы столько так лежащего металла поперек реки, на дне. Любыми средствами удалили бы такое бедствие. Создается впечатление, что лежащая баржа поперек реки обнаружится не скоро. Это могут определить ученые, как скоро, река Цна изменить свое русло или потечет вспять. А может быть и раньше, когда-нибудь и кто-нибудь из потомков не знающий, что на дне реки лежит смертоносный металл и с крутого берега нырнет, сломает себе хребет или свернет шею и больше не вынырнет, тогда всем будет ясно, что это когда-то была затопленная баржа. Да!
[27.05.2017 10:29] Наталья ))): Пусть не забудется реченное пророком. Село Карели, большое школ не было, читать писать никто не умел. На улице большой луг, где жил дед Панкрат, после обеда или вечером в летнее время бог весть от куда приходил один монах, из холщовой сумки, перевешенной через левое плечо, доставал псалтырь, и собравшиеся из села перед, всем народом, громко читал пастырь, или, какую-нибудь книгу о священном писании. Затаив дыхание народ слушая божественные проповеди, опускаясь на колени, тыкая в землю лбами отвешивал земные поклоны. Нужно же беде случиться. В один, день после обеда, собравшейся народ на слушанье монашеских проповедей в тот, день среди, белого дня в ясную погоду, стало закрываться солнце, и днем стало темно как ночью, это было затмение солнца. Стоящий народ на улице охватил страх конца света, и страх смерти. Кто плакал, прощаясь с жизней, кто усердно, молясь, а кто стоял в оцепенении, как столб. Потом из-за диска V луны стало появляться солнце. Сначала появление было похоже на серп, вновь нарождающегося месяца, потом стало, светать, как утром и немного погодя, появился опять ясный солнечный день. От радости, стоявший народ на улице воспрянул духом, а дед мой, сородич Яков, ушел в кабак напился пьяным, от радости целый час отплясывая гопака, потом ушел спать на сеновал, а дед Кузьмич на удивление, всему, частному народу, разул лапти, размотал с ног портянки, и портянкой стал мерить свой огород, потом не много очухался и стал соображать о том, что он наделал.
Дальше о предках: «Все они были мастерами изобразительного искусства», о чем свидетельствовал дед Панкрат, рассказывал, мне и другим своим односельчанам. Бабка Акулина была по деревне, оборотнем, в 12 часов ночи перекатываясь через ножницы, воткнутые в щель пола, для устойчивости в щели, концами в верх похожими на букву Х ложилась на пол и перекатывалась три раза через ножницы стоящими концами в верх. После такой процедуры, могла превратиться в нечистую силу, в черта с рогами, в бабу Ягу, в любое животное и тому подобное страшилища в ночное время пугала гуляющих парней и девочек, а это было в действительности, так. Когда развеселившаяся, гуляющая, поющая публика парней и девок, не дающих спать, то бабка Акулина в 12 часов ночи, одевала длиннущую, до пяток белую рубаху одевала на лицо маску, распускала длинные волосы, выходила на улицу от увиденного, от такого зрелища, от страха, девки и парни разбегались, сломя голову, и после этого на улице воцарялась тишина.
[27.05.2017 10:30] Наталья ))): Такая, вакханалия могла бы продолжаться долго, как своим появлением, ночью, бабка Акулина пугала молодежь. Но случилось, то чего не могла предположить бабка Акулина. Однажды ночью, бабка Акулина, в форме оборотня, вышла на улицу, чтобы напугать и разогнать гуляющую молодежь, не дающей ей спокойно спать. Как обычно у всех гуляющих, увидевших бабку оборотня сдали нервы, и все пустились на утек. «Но один из храбрейших самых храбрый» парень остался стоять на месте с тростью в руках, дрожа от страха. Подбежавшая к нему, бабка Акулина, в длинной белой рубахе, в маске с растрепанными волосами, стала кидаться на стоящего парня, осмелевший парень на нес бабке Акулины тростью по боку чувствительный удар. После второго удара по ребрам, бабка, сняла с себя маску с лица и призналась, что я не оборотень, а бабка Акулина, а обороняющий парень, ответил, а я внук бабушки Анастасьи, твоей соседки Федя. Дед по кличке Турок с восьми летнего возраста, был заядлым курильщиком, а курил все время на хахряк т.е. табака своего никогда не имел, а закуривал у мужиков, своих товарищей. Дающие ему курильщики из своего кармана махорку(табак) закурить или просто взаймы, в горсти, случайно попавшею монету, не возвращал и честно, предупреждал, что попавшие деньги к нему с табаком, он возвратить не может. Такая, у него была привычка. Пил очень по многу водки, и днем на солнце пеке спал под забором, где может накалиться металл, при прикосновении к металлу руками обожжёшь, пальцы, а Семену Турку хоть бы «хны», и вообще любил по много спать. И все время ему снились, что он очень богат, сыт, хорошо одет. Однажды Семену Турки приснилось 12 новых пиджаков и 2 пары новых яловых сапог, а в ту пору на Яву в деревне таких сапог ни у кого не было. Правда, были только у Гришки Дутого одни сапоги, и он их по просьбе жениха давал на прокат, чтобы в церкви обвенчаться, с условием, чтобы погулять на свадьбе.
Еще были сапоги лаковые у моего тестя, но он их очень берег и обувал только на Пасху и берег, как зеницу ока. Во время исправления нужды, садясь, сапоги разувал, ямбы чтобы от сгибания сапог не нарушался Ф блеск, сапог, а Семен Турок утром проснувшись вспоминал свой сон про 12 новых пиджаков, в действительности они у него были только все порваны в клочья и помнит самый хороший пиджак, в котором, он женился, ещё три рваных пиджака происхождения их не помнит лежат на чердаке, 4 пиджака утилизированных лежат на погребе, прикрывают творило( лаз в погреб) от холода зимой, остальные пиджаки, 4 штуки представляли собой чучело в огороде, пугающие прожорливых птиц, а 2 пары новых хороших сапог были только во сне, а наяву, как не было, так и нет.
[27.05.2017 10:31] Наталья ))): Дед, Жарен, любил есть жареное мясо и жареную колбасу. За один присест съедал 2 фута жаренного мяса или колбасы. Поэтому народ, ему дал прозвище, жарсен от слова (жаркое, жареное, жарить). Ростом высок, широкоплеч, зимой в крещенские морозы, работая колбасником ходил, в спецовки, в засаленном полушубке и специальных кожаных сапогах, в казачьих с лампасами брюках, и в солдатском картузе набекрень, ходил в церковь, пел в мужском хоре, но был ловким вором. По предварительному сговору с церковным сторожем из особого, церковного помещения, украли пуд зелёного масла (Такая жидкость, как елей, в церкви измерялась пудами). Первый день за проданный елей, напились до упаду, большею часть елея, оставили на потом. Через два дня дед Жарен, приходит в церковь на потом, а сторож по воровству елея, другу Жарана, с другими собутыльниками все остатки елея пропил. Какое же было возмущение, деда Жарана. Перед обедом, завтраком, ужином, перекрестясь садился за стол, проклинал сторожа, и выходя из-за стола крестясь, на чем свет стоит ругал сторожа. Забывая о Боге, но крестясь не забывал посылать проклятия на сторожа, пропившего елей.
Дед Долмат, славился, хорошим кулачным бойцом. В кулачных боях противника бил в грудь (под ложечку или как, он говорил поддыхалы, и всегда бил не победим. Каждое воскресенье ходил в церковь молиться, но был склонен к воровству, «где, что плохо лежит брюхо болит». С чужого поля, любил увозить на своей лошади в телеге снопы ржи, сена.
[27.05.2017 10:31] Наталья ))): Если вечером, изгнавшего стада, забегала заблудшая овца или баран, то эту овцу или барана присваивал себе, и тут же забитом себе на мясо. А один раз, в место заблудшей овцы, забежавшей к нему во двор, ошибочно забил свою овцу. Дед Иван Песков, богатырского телосложения, в плечах косая сажень мужик лапотник, ростом около 2х метров, зимой и летом, не снимая с плеч носил, все время зипун, молчун, имел большую силу, но в кулачных боях не учувствовал стеснялся своей силы. Работал в с. Мутасьево, по найму богатого мужика Подрезова. На своей, лошади, пахал, сеял, молотил рожь, на своей лошади подвозил снопы на ток и в удобный момент, снопы увозил к себе домой. В одно время, дед Иван, узнал, что его хозяин уехал на базар, пользуясь случаем по раньше выехал в поле, нагрузив телегу воз снопов и по большой дороге повез к себе домой на ток, в свое село Карели. Сидя на возу, управляя, вожжами лошадью, заметил, на встречу по дороге, бегущую запряженную в тарантас лошадь, в которой сидел хозяин со своей женой. Дед Иван, видя своих хозяев, на возе притворился спящим. Поравнявшись с возом, хозяева, недоумевая, как лошадь ихнего работника Ивана везет, воз снопов с их него поля себе домой в с. Карели остановили. Соскочивши дед с воза, забежал лошади на перед и поворачивая назад лупя кнутом по морде обвиняя лошадь за такое злодеяние и оправдываясь перед своими хозяевами, что он, на работе устал поэтому крепко на возе уснул, а лошадь по привычке с возом пошла сама домой. Дед Ефан в деревне был великим чудотворцем. В молодости, сам собой был красив, строен. Узнав, что его хотят женить, на богатой девушке Варваре, но не красивой из другой деревни, уже собрались сватать. Он в то время убежал за реку Цну. 5 дней скрываясь бродил по заречью, то потом поймали и со связанными руками привели домой. Хоть насильственно, но женитьба состоялась. Но жил Ефан со своей супругой бедно, как до женитьбы, так и после женитьбы у него ничего не было, стояла одна изба, без двора и «все семеро ворот и все в огород». Жил он со своей супругой далеко от своего отца. Да! единственное богатство, у него был огород. Имел, ружье, кой, когда промышлял охотой. Бродя по лесу, по полю, или по лугам, с ружьем, дичи было мало, добыча была плохая, а без добычи, для охотника домой возвращаться не удобно, то дед Ефан будучи молодым, проходя с ружьем мимо пруда, стрелял по домашним гусям или уткам, приносил домой, бросал, гуся или утку на пол и с гордостью, говорил, жене, что стрелял на лету в гуся или утку дуплетом. Потом начал в деревне лазать в хозяйские погреба, за молоком, за сливками, молоко и сливки сливал к себе в ведро, а порожние горшки одевал в верх дном на колья изгороди. Чтобы в деревне не было разных кривотолков об украденном о молоке и сливок из погребов, то чистосердечно признавался, каждой, хозяйки об украденном молоке или сливках. За такое честное воровство все хозяйки ему прощали, лишь за то, что оставались целыми, не расколотыми горшки. Преднамеренно, особенно перед зимой, совершая мелкую кражу, тогда присуждали срок три месяца тюремного заключения, для исправления.
[27.05.2017 10:32] Наталья ))): И было у деда Ефана, как правило, каждую зиму сидеть в тюрьме по три месяца за какую-нибудь мелкую кражу. В тюрьме зимой было тепло. Очень сытно. Каждое воскресенье, для сидящих в тюрьме приносили подаяния. Особенно богатые. На рождество, на масленицу, на Пасху. Даже избытки делились между заключенными. Отсидевши Ефан 3 месяца в тюрьме, из тюрьмы возвращался, чистым не много растолстевшим. До живши дед Ефан до после революционной тюрьмы. Зимой задумал, как раньше по привычке отдохнуть в тюрьме, для этого, в Моршанском продуктовом магазине из стоявшей открытой бочки в углу магазина взял, одну селедку. За все, за это не много, не мало получил два года лишения свободы. В переполненной камере, сокамерники: шпана, бродяги, воры в законе, над дедом начали издеваться и каждый день заставляли выносить парашу в емкость, в которую ночью испражнялись заключенные. Во время проверки, заключенных, дед Ефан пожаловался начальнику тюрьмы: гражданин начальник? Здесь нет никакого житья! Обижают «хоть беги из тюрьмы!» Начальник тюрьмы ответил: Из Советской тюрьмы не убежишь, Советская тюрьма находится в надежных руках, заключенных перевоспитывают (воспитывают) в духе коммунизма, но это я далеко забежал вперед. От укуса бешеной собаки, еще будучи молодым деда Ефана, земский врач направил в г. Тамбов, где уколами, лечили от укуса бешеными собаками. В течении месяца приняв 40 уколов от бешенства, придя в свою деревню, навесил на себя дурь, притворился якобы бешенным, начал на всех кидаться, брехал по собачьи.
Проходя мимо избы, деда Ерофея, смотревшего в открытое окно, подошел к окну и стал брехать на Ерофея, тот сделав ему замечание обозвал Ефана дураком и шалашом не крытым, тогда Ефан вытащил Ерофея за длинные волосы и стал бить, да благо заступил сбежавший народ.
Дед Антон Ерофеевич жил в маленькой избушке один. Жена умерла в молодости и двое детей от брюшного тифа. Второй раз жениться не стал, не хотел заводить другую семью в монахи не пошел, предпочел жить, один. Ходил в церковь, носил зипун, лапти и на голове косматые длинные волосы, но был великим шутом. Раз в своем саду срубил, молодую цветущую яблоню, и ночью посадил ее среди улицы. Верхний слой земли вокруг ствола яблони подделал, так, чтоб не было похоже, что она не пересажена. Утром вставши народ, с спросонок стал молиться «на выросшую ночью среди улицы яблоню», думая, что это божий дар посланный с выше богом.
[27.05.2017 10:32] Наталья ))): Однажды, ночью, дед Ерофей в белой рубахе в белых, штанах залез на крест, чтобы напугать мужиков и баб, идущих по дороге мимо кладбища поздно вечером в поле после работы. Увидел идущих людей дед Антон Ерофеевич спрыгнул с креста, в белой рубахе в белых штанах, испуганных людей гнал, как табун лошадей, бежали бабы, за бабами бежали мужики и всем бегущим, казалось, что за ними бегут вышедшие из гробов покойники. А один, мужик Филипп Крючков хвалился, что ему не страшно, но увидя приближающегося (догонявшего) его деда Антона Ерофеевича, с разбега ринулся в дверь так, что сорвалась дверь с петель и со всего маха от страха упал в сенях. Мой дед Гавриил Данилович по мужской линии, не прихотлив ел простую пищу, любил есть лук, редьку, был доброжелательным, отзывчивым. По силе возможности особо нуждающимся оказывал бескорыстную помощь. Но с такими, предыдущими чудаками, как в моем рассказе, не общался. Дед Панкрат, умер после окончания ВОВ в июне. Лично я делал деду Панкрату гроб и проводил в последний путь.