успех на стороне активных!
Получается, что концерт оркестра «Гусляры России» на сцене Тамбовского драмтеатра в рамках Рахманиновского фестиваля – явление неоднозначное. В фойе я встретила знакомую даму, назову её - Светлана В., так она была возмущена до точки кипения:
- Это что? Гусли? Какие гусли? Где вы тут увидели гусли? (Ну, да – электронные, современные). А солистка? Ощущение, что она после банкета заглянула на концерт и заодно спела. Кто так поет? Вульгарно! Они («Гусляры России») приехали в Тамбов, с какой целью, зачем? Это же балаган! У нас музыкально культурный город. У многих профессиональное музыкальное образование, и это слушать нам неприятно! Как будто мы проглотим все это! Одна солистка (Ольга Алексеева) понравилась, которая на гуслях играла. Да, профессионал! А остальные? Возрастной солист Иван Зубарев! Молодые голоса где?
- Такой хороший концерт! Исполнение песен для меня именно то выступление, которое авторы тех песен и задумывали, когда писали тексты и музыку. И я погрузилась в 70-ые годы, это молодость, и добрые впечатления. Солисты замечательные. Концерт очень понравился. – Это мнение Светланы Кравцовой, которая сама человек музыкальный. И дочки у нее поющие. Так что Светлана имеет профессиональное право так говорить.
А теперь, собственно, о концерте «Гусляры России», который прошел в драмтеатре при полном зале, но, увы, без аншлага. Пришла та публика, которой интересно послушать и посмотреть на уникальный ансамбль гусляров. Кстати, единственный в мире ансамбль. Худрук «Гусляров» - Юрий Евтушенко. Главный дирижер, его сын, Максим Евтушенко. Оба заслуженные артисты России.
Создание оркестра назрело в 70-х, и только в 1988 году родился камерный оркестр гусляров России при государственной филармонии Москвы. А уже в 1994 году оркестр получил статус Государственного при Минкульте Московской области. Все виды старинных гуслей есть в коллективе. Звучание интересное, сказочное, былинное. Цель оркестра одна: сохранение народной культуры и пропаганда народных инструментов среди населения. Практически все артисты оркестра подготовлены преподавателями Юрием и Максимом Евтушенко, оба преподают в Московском государственном институте культуры.
- Как с отцом работается?
- Хорошо работается!- ответил Максим Юрьевич.
Максим сам гусляр со стажем, бережно относится к коллективу. Ценит каждого.
- По хорошему, гусляр – мужчина. А сейчас все перевернулось, в коллективе только один мужчина, остальные женщины.
- А что, разница большая? Гусли взял, по струнам вжик-вжик, брям-с, брям-с…
- Ну, нет, мужчины - другие, все равно играет душа. А мужчины имеют особенную душу и посыл несколько другой, чем получается на выходе у женщин. Да и демографическая ситуация сказалась. И в наполняемости коллектива мужчинами-гуслярами, в том числе. (Я киваю, но в душе не соглашаюсь).
Репертуар оркестра разнообразный: от фольклорных наигрышей до современной музыки, переложенной на гусли: тут даже и музыка к фильму «Гарри Поттер» есть. Дети особенно радуются, когда звучит знакомая мелодия.
Максим Евтушенко, главный дирижер «Гусляров России»:
- Надо к русским традициям относиться, как к хрустальной вазе, это наша история, её надо суметь сохранить и передать потомкам. Древние струнные инструменты долго были не востребованы, про них стали забывать. Только по фильмам и сказкам и знакомятся наши дети с теми же гуслями. И здоровая тенденция к потребности в народных инструментах уже начала давать отдачу. Дети приходят учиться играть на гуслях, балалайках, жалейках – список большой. Инструмент живет тогда, когда у него появляется хозяин, извлекающий красивые звуки. А новое поколение извлекает звуки и современные, и звуки истории одновременно.
В концертной программе была не только народная музыка. Публика «на ура» встретила исполнение музыкальных фрагментов из балета «Аэлита», который написал Владимир Газарян. Причем, он писал балет для симфонического оркестра. А «Гусляры» исполняют стильную аранжировку Юрия Пушкарева.
Ольга Алексеева, обладатель премии «Национальное Достояние России», виртуозно, легко, с огоньком исполнила «Авремл». Потом еще на «бис» ту часть, где «Авремл» переходит в «Семь сорок». Музыка настолько хороша, что Ольга и плечиками покачивает, и подмигивает – видно, что трудно усидеть на месте. Да и зал как на иголках, и синхронно такт отбивает ладонями. Кто не был на концерте, найти в сети Интернет это выступление легко.
В этот вечер на сцене драмтеатра звучали романсы и мелодии из кинофильмов советской эпохи, музыка М. Ипполитова-Иванова "На посиделках". Звучала музыка Г.В. Свиридова и М.П. Мусоргского, попурри на темы известных песен. А прозвучали они в необычных аранжировках для «гусельного» оркестра.
А ведь всего шесть лет назад фольклорно-этнографический центр им. А. М. Мехнецова «копал» материал в Псковской области – родоначальнике гуслей (так традиционно считается), и результат оказался плачевным: гусли и игра на них - на грани исчезновения. Отдельные фрагменты гусельного сопровождения еще можно найти, а вот пляски под гусли, игры – увы, исчезают. Сегодня в Псковской области работают центры, где восстанавливают по крупицам гусельные традиции. В Питере и в Москве созданы полноценные клубы гусляров, где восстанавливают инструменты, учатся игре на них, и потом ребята приходят получать профессиональное образование в Государственный Московский институт культуры с переходом в Государственный оркестр «Гусляры России».
- С гуслями, конечно, не все так просто. Инструменты надо ремонтировать, пополнять фонд новыми гуслями. Вот на большие гусли год назад отправили заявку. Год! И да, дорогие инструменты. Но музыка вечная, музыка древних гусляров востребована, судя по нашему плотному графику,- говорит Максим Евтушенко. – Мы объездили много стран. Среди них Австрия, Италия, Германия, Швейцария, Испания, Франция, Югославия, Болгария. Про регионы России и не говорю – гастроли бесконечные.
Вот я и думаю, хорошо уметь играть на редких инструментах. А играть хорошо – еще лучше, всегда есть вероятность попасть в тренд и поездить по миру с гастролями.
Чтобы сложилось свое мнение, надо просто однажды посетить концерт «Гусляры России». Тамбову повезло – оркестр сам приехал. Невольно говоришь слова благодарности организаторам фестиваля имени Рахманинова за редкую возможность увидеть выступление уникального оркестра.
Елена Трофимова, гл. редактор портала «Позитив Сити»
Информационный партнер портала «Позитив Сити»
Ваш город?
Заказ звонка
Заказ услуги