успех на стороне активных!

А. М. Герасимов: от патриотизма до соцреализма

«Скажите, пожалуйста, как же не любить мне родной Мичуринск. Дорога-то отсюда начинается...»

А. М. Герасимов

Что мы сегодня помним о некогда знаменитом земляке, замечательном художнике Александре Михайловиче Герасимове (1881-1963)? В лучшем случае то, что он был первым президентом Академии художеств СССР, ярким представителем соцреализма, писавшим вождей революции и иже с ними. Школьники знают творчество мастера по сочинению на заданную тему по картине «После дождя» («Мокрая терраса», 1935). Тот, кто был в Мичуринском музее-усадьбе живописца в зрелом возрасте, пожалуй, вспомнит ещё и полотно «Баня» (1938), проникнутое эстетикой кустодиевского ню.

Более старшее поколение, безусловно, добавит, что Герасимов - народный художник СССР (1943), лауреат четырёх Сталинских (Государственных) премий (1941, 1943, 1946, 1949).

Иногда для того, чтобы понять масштаб личности, достаточно привести всего лишь несколько фактов из биографии.

На первый взгляд непонятно, зачем «придворному» художнику Сталина, обласканному Кремлём, от раза к разу возвращаться в провинциальный Мичуринск, какая магическая сила влекла его в родные пенаты? Ну, во-первых, яблочный край Тамбовщины богат на живописную природу, здесь всегда находилось место, где могла бы разгуляться мощная фантазия пейзажиста, а во-вторых, Александр Михайлович тянулся к искренним, чистым душой людям, не испорченным столичной кичливостью.

На малую родину Герасимов часто приезжал в выходные. Товарищи ценили его компанейские качества: умение рассказывать, уместно сострить, поделиться своими впечатлениями о дальних путешествиях. На дружеские пикники художник по обыкновению своему брал альбом и делал в нём наброски. Случалось, уходил в уединённое место и творил эскизы к своим будущим картинам.

В Мичуринске Александр Михайлович находил вдохновение, которое дарило ему общение с интересными людьми и буйство красок, разлитое вокруг: «А всё же, дорогие друзья, нет лучше нашей родной природы, чудесных лесов, полей, прекрасных цветов. Я очень тосковал по родным местам нашего края!.. А воздух, воздух у нас какой, не надышишься им!!!»

Чтобы понять силу таланта художника, достаточно сходить на экспозицию в музей-усадьбу, а чтобы узнать силу характера президента академии, нужно знать, с каким бесстрашием, с каким чувством собственного достоинства, осознанием важности своего дела Герасимов общался с хозяевами страны.

Однажды в гостях на даче у Сталина, Герасимов предложил генеральному секретарю ЦК вместо излюбленной им «Герцеговины флор» отведать махорки. И с какими смелыми словами обратился он к вождю - «бросьте эту ерунду»! Иосиф Виссарионович отреагировал с юмором: «А что, это дело, скручивай, Саша! (…) Крэпкая штука, бронэбойный табак. Глаза ест, и голова кругом кружится. Где такая махорка растёт?.. На Украине. Кременчугская, да?» На что Александр Михайлович с гордостью ответил: «Да нет, нашенская — козловская, мичуринская».

Отгремел ХХ съезд, и уже в полном разгаре развенчание культа личности «Отца народов». Десталинизация коснулась и искусства. Желая заступиться за работы своих подопечных по Академии художеств, Александр Михайлович, не мешкая, отправляется к новому генсеку. «Никита Сергеевич, зачем вы дали указания сжигать книги, вырезать изображение Сталина на картинах?! Ведь это искусство...», - пытается найти понимание Герасимов. «Какое это искусство?.. Это искусство нужно сейчас развенчать», - торопливо выпалил Хрущёв. Но тут маститый художник показал себя во всей красе. «Я в искусстве разбираюсь на голову выше, нежели вы», - сказал он и вышел. И после этого Хрущёв произносит министру культуры Фурцевой следующие слова, ставшие легендарными: «До каких пор этот козловский мужик будет сидеть в академии, пусть он напишет заявление и уходит».

Так закончилось славное восхождение на Олимп социалистического реализма первого президента Академии художеств СССР. Попав в опалу, художник столкнулся с травлей: постоянные звонки от злопыхателей, слухи, что работы Герасимова испорчены и уничтожены. Один из одарённейших учеников Серова и Коровина, гордость страны и в особенности нашего города умер в 1963 году от инфаркта.

Поменялся политический строй, в разгаре переоценка ценностей в искусстве: соцреализм безвозвратно устарел и неактуален, а современные художники беспрестанно ищут новые формы самовыражения. Но почему-то необъяснимо тянет к трогательным полотнам незаслуженно забытого мастера. Есть в них что-то величественное, непреходящее, родное...