успех на стороне активных!

Интеллектуальный рэп: оксюморон или Оксимирон?

О британском рэпере русского происхождения не слышал, наверное, только ленивый. Или совсем уж далёкий от современного искусства, а заодно и современных технологий, человек. Ибо не заметить некий релиз «Горгород», висевший на первых позициях в магазинах iTunes и Google Play и порядком нашумевший на всевозможных тематических и прочих Интернет-ресурсах, просто невозможно.

Но кто он, этот неведомый герой, чьи треки пользуются дикой популярностью в Интернете, но никогда не бывают в ротации на радио?

Oxxxymiron (в миру Мирон Фёдоров) - то ли воплощение питерской интеллигенции, то ли представитель лондонского «дна», выбившийся в люди. Лишившись в девять лет родины, он прошёл практически всё, что только мог пройти эмигрант: неприятие и травлю одноклассниками в Германии, первые попытки творчества в подростковом возрасте под псевдонимом, переезд в Великобританию и учёбу в Оксфорде на филфаке... Чтобы потом столкнуться с таким неприятным явлением как overqualified («чрезмерная квалификация»), что означает, грубо говоря, «вы слишком умны для этой работы». По словам самого Мирона, он «работал кассиром, переводчиком, грузчиком, гидом. А еще ларёчником, репетитором, конферансье, офисным планктоном и консультантом с копытом». Семь лет спустя, в 2015 году, этот насыщенный период жизни Мирона ляжет в основу сюжета сериала «Лондонград» на телеканале СТС, где работают друзья рэпера.

Но у любых неприятностей есть и обратная сторона: нелюбовь одноклассников и одиночество обернулись искренним увлечением литературой, что ещё больше отдалило Мирона от сверстников. Пожалуй, именно эти факты и стали определяющими в дальнейшем развитии событий.

Всё творчество Оксимирона автобиографично и совершенно не похоже на привычный рэп. Нет смысла приводить примеры или цитировать - этот исполнитель из числа тех, чьи треки говорят сами за себя, ведь автору есть, что сказать и чем поделиться со слушателем. Уникальность их кроется в текстовой составляющей. Многострочные рифмы (от 8 строк с одной рифмой), игра слов («пока мои треки вовсю до Невы гоняли, увольнялся отовсюду, откуда не выгоняли») и смыслов («я как пленный инопланетянин не в своей тарелке»). Множество сравнений и отсылок к известным произведениям и явлениям современной культуры, например, телеигра «Что? Где? Когда?» в «Неваляшке», сочетание витиеватого литературного языка, сленга и нецензурной лексики, актуальность затрагиваемых тем, делают треки незабываемыми. Мирона ругают, Мироном восхищаются, но равнодушных не бывает.

Отдельная история - концерты. На моей памяти два тура начались с того, что в первых же городах Мирон сорвал голос и гастролировал дальше с больным горлом. «...Это же концерты, а концерты быть умеренными и спокойными не должны, я так считаю. Каждый концерт должен быть катарсисом, на котором мы все помираем и воскресаем, иначе на ..й они нужны», - написал Мирон, извинившись перед воронежцами за перенесённый концерт в 2015 году. Что правда, то правда - на концертах рэпер выкладывается полностью при активной поддержке коллеги по сцене бэк-MC Охры, который следует с ним всегда и везде, и других, в зависимости от тура. В 2014 году это были англичанин-битмейкер Porchy и американец Sedated. В 2015-м в середине тура Porchy заменил российский битмейкер Ваня Лонг. А ещё на своих концертах Мирон, в отличие от многих известных артистов, не чурается общения с публикой. Вот он - западный менталитет, вот оно - уважение к своим слушателям.

Последняя на данный момент работа Oxxxymiron’а - «Горгород» (13 ноября 2015 года) - буквально взорвала Интернет. Такой шумихи за последнее время не удостаивался, наверное, не один артист. Впрочем, ничего подобного не было не только за последнее время, но и когда-либо. Музыкальная антиутопия, книга-альбом, «произведение внутри произведения» - вот, пожалуй, лучшие слова для общей характеристики «Горгорода». Релиз этот привлёк к себе внимание самых разных людей. Аудитория Мирона и раньше-то не отличалась типичным для рэпа однообразием - на его концертах можно увидеть, как совсем юных представителей хип-хоп культуры, так и рокеров в косухах, с пирсингом и разноцветными волосами, и представителей более старшего поколения солидного вида. Это неудивительно - искусство не признаёт рамок и субкультур. Когда автор не опускается до уровня аудитории, а тянет её за собой - это бесценно. И для того, чтобы послушать и услышать - надо быть мыслящим человеком и иметь кругозор.

Знакомство с альбомом всегда начинается с обложки. На обложке «Горгорода» - брейгелевская «Вавилонская башня», которая характеризует место действия. Горгород - вымышленный город в Средиземье, со своими порядками, мэром и оппозицией. В общем и целом, «Горгород» представляет собой единый сюжет, где действие осуществлено посредством голоса Киры (литературного агента Марка) в автоответчике, а повествование идёт от лиц самого Марка, его фаната («Кем ты стал»), гуру («Переплетено») и мэра («Слово мэра»). В альбоме есть треки-новеллы, написанные Марком («Полигон», «Где нас нет»), и его авторская «Колыбельная» для маленького мальчика - сына Киры. «Горгород» затрагивает множество проблем современного мира - социальных, политических, моральных - и очень наглядно обрисовывает реалии, в каких люди живут сейчас и какие ждут нас в недалёком будущем. Но при этом альбом не «грузит», ему свойственны и ирония, и лирические отступления, и обычные человеческие чувства. Подводя итог всему вышесказанному - это отличная работа на стыке музыкального и литературного искусства, и высокие оценки критиков, интерес аудитории заслужены честно. А вот насчёт любви аудитории не всё однозначно, но, в любом случае, индивидуально. 4 мая сего года мы (в кои-то веки!) увидим Oxxxymiron’а в Тамбове. По опыту двух воронежских концертов могу обещать только одно - будет круто!

Подробности здесь - https://vk.com/oxxxy_tambov16