успех на стороне активных!

Болезнь XXI века: компьютерная зависимость у детей и подростков

Еще 10 лет назад в нашей стране мы и не могли представить, насколько проблема компьютерной зависимости будет актуальна на сегодняшний день. И с каждым годом актуальность этой проблемы только растет.

В виртуальном компьютерном мире легко можно стать кем угодно. Для этого не нужно прилагать много усилий, не надо соблюдать правила взрослых, не нужно скрывать агрессию. Достаточно только «загрузить» игру. Компьютерные игры полезны, когда используются в качестве смены деятельности, для того, чтобы снять напряжение, отвлечься от чтения, писания, физической нагрузки и т.д. При чрезмерном пристрастии подростков к виртуальным играм, они становятся «камнем преткновения» на пути духовного и физического развития.

Подростки стремятся максимально использовать возможности компьютерной техники, так как их стремление к разнообразию контактов и расширению информационного пространства соответствует особенностям возраста. Но чрезмерное увлечение виртуальными играми приводит к возникновению компьютерной зависимости. В результате продолжительного пребывания за компьютером в ущерб общению с близкими, сверстниками деформируется психика подростка, а так же ухудшается его физическое состояние.


Почему формируется компьютерная зависимость?

Первое и необходимое условие формирования любой зависимости – чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности. Есть два пути для выхода из состояния тревоги: человек либо становится агрессивным, либо стремиться «уйти». А уйти можно в алкоголизм, наркоманию, религиозные секты, наконец, в игру. В компьютерной игре человек может одновременно и «выплеснуть» свою агрессию на виртуальных персонажей, и укрыться от безрадостной для него реальности.

Второе условие формирования игровой зависимости – удовольствие. Во что бы человек ни играл, в солдатики или «стрелялки», во время игры происходит выброс адреналина. А если он еще и побеждает, организм

вырабатывает гормоны радости – эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру.


Симптомы зависимости

* ребенок раздражается при необходимости отвлечься от работы или игры на компьютере или становится тревожным; * большую часть свободного времени (6-10 часов) проводит за компьютером; * у ребенка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;

* ребенок раздражается при необходимости отвлечься от работы или

игры на компьютере или становится тревожным;

* большую часть свободного времени (6-10 часов) проводит за

компьютером;

* у ребенка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;

* он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;

* расходует (или требует) значительные суммы денег на постоянное

обновление как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств

компьютера;

* забывает о домашних делах, учебе и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере; * пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

* ему все равно, что есть, лишь бы не отрываться от монитора, он

вообще часто забывает о еде;

* ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за

компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам;

* во время игры подросток начинает разговаривать сам с собой или с

персонажами игры так, будто они реальны;

* ребенок становится более агрессивным;

* трудно встает по утрам, в подавленном настроении, ощущает

эмоциональный подъем только когда садиться за компьютер.

Тест на компьютерную зависимость у детей.

Вот самый простой тест на компьютерную зависимость у детей для

родителей. Ответьте честно на следующие вопросы:


Ваш ребенок:

1.Проводит время за компьютером ежедневно, не пропуская ни дня;

2. Включая компьютер, утрачивает ощущение времени;

3. Никогда не встает из-за компьютера, не завершив игру;

4. Принимает пищу возле монитора компьютера; 5. Не соглашается с вашим утверждением, что слишком много времени занят компьютером; 6. Не заканчивает игру, пока не достигнет желаемого уровня; 7. Слишком сильно гордится результатами и достижениями в играх и сообщает о них всем окружающим; 8. Не делает уроки, не слушает замечания; 9. Если компьютер сломался, сильно раздражается; 10. Если взрослые отсутствуют дома, все время проводит за компьютером. Если на 5 вопросов теста вы ответили положительно, то уже вполне можно говорить о компьютерной зависимости ребенка.

Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости

* Познакомьте ребенка с временными нормами (ведь все хорошо в меру).

* Контролируйте разнообразную занятость ребенка (кружки, широкие интересы).

* Приобщайте к домашним обязанностям.

* Ежедневно общайтесь с ребенком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.

* Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребенка в дом.

* Знайте место, где ребенок проводит свободное время.

* Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.

* Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ.

* Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.

* Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно. Установите запрет на вхождение определенной информации.

* Не забывайте, что родители — образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно).

* Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение — лучший рецепт для профилактики зависимости у вашего ребенка.