успех на стороне активных!

Дети и гаджеты

Первая приставка в нашей семье появилась, когда мы продали ваучеры. Радовались больше детей! Если бы мы знали, что дети детей, внуки, «завязнут» в сетях! Но, обо всем по порядку.

В нашей семье два журналиста, один оператор и один сисадмин. На одну семью более чем достаточно. Компьютеры в нашей жизни сегодня необходимость. На наших глазах проходило становление Интернета. Но в конце восьмидесятых не было повального «зависания» в интернете. И возможностей у компьютеров было гораздо меньше. О навороченных современных гаджетах даже не мечтали.

А знаем ли мы, чем живут наши с вами дети и что делают, как общаются, когда находятся вне дома и без родителей? Насколько молодое поколение зависит от компьютера? Насколько безопасны гаджеты в руках детей?

На днях хорошо знакомый мне подросток 13-ти лет транслировал онлайн, как он проводит время после школы.

И я это «имела счастье» наблюдать: случайно зашла к нему на страничку в контакте. Он ходил по квартире друга и комментировал все, что видел. Нецензурщины было много. Потом мальчик открыл окно и влез на подоконник. Мне в тот момент показалось, что это минимум 8-9 этаж. Носки ног уже нависали над улицей.

- «Синий кит» наступает! – весело комментировал парнишка.

Если бы стук двери, резкое движение, порыв ветра…

Прекрасно знаю эту семью, и понимаю, что парню крепко попадет от родителей, решила сама поговорить с мальчиком.

Когда я написала комментарий ему на страничку, он, я уверена, уже все понял, потому что тут же удалил ВСЕ видео из «контакта»!

Вечером я, вроде, как по делу, зашла к ним по дороге домой. Ребенок был напряжен, и было от чего – разговор предстоял неприятный. Говорили без свидетелей. Разложила по полочкам: и что родителей могут лишить прав за ненадлежащее воспитание сына, что «синий кит» ловит такие неокрепшие души, и кому это выгодно. И что перед девочками самоутверждаться надо несколько иначе. О свободном времени тоже говорили. Говорили о пользе и вреде компьютеров. О будущем…

Я себя прекрасно помню тринадцатилетней. И в семнадцать лет тоже помню. Мы «чудили» не так, а возможно, что и круче. И не дай бог, если узнают родители. И не факт, что если бы в 80-х был широко доступный Интернет, не было бы «синих китов» или чего-то другого… Не факт. В общем, этот случай заставил меня по-другому посмотреть на собственных внуков. Зачем я это все написала?

Мне тревожно. У меня два внука. И я боюсь за их будущее.

Хотя с детьми всегда кто-то рядом из взрослых - бабушек и дедушек, кроме родителей, хватает. Но иногда до беды всего несколько мгновений…. И что? В этом повинны гаждеты, дающие широкие возможности в детские руки?

Мы еще не можем объективно рассматривать влияние гаджетов на становление ребенка – мало времени прошло. Но уже видим, что ребенок и говорить толком не научился, а с техникой спокойно разбирается: водит пальцем по экрану смартфона и снимает блокировку, находит нужный ему файл. До двухлетнего возраста ребенок усиленно познает мир, излишняя информация может спровоцировать «взрыв» в голове у малыша – последствия страшные. И насильно подталкивать ребенка к освоению новых технологий, лишь бы не отвлекал маму-папу от важных дел, - вредительство внутри семьи – это моё мнение.

Поток информации огромен, и подростки уже знают больше своих сверстников предыдущего поколения. Они мыслят по-другому, «клипово». Я это вижу, когда общаюсь с восьмилетним внуком. Он пересказывает фильм или книгу кусками, перепрыгивая с сюжета на сюжет, с главы на главу. Пока еще мы им можем управлять, подсовывая интересные книги. Он их еще с удовольствием читает. И выплескивает впечатления на бумагу. Преподаватели в художественной школе знают о влиянии гаджетов, они в курсе, у самих внуки и дети, поэтому, мы с ними в одной связке. Дети объясняют, о чем хотели сказать своим рисунком. Разговаривают! Но клиповое мышление опасно тем, что не позволяет ребенку сосредоточиться на одной теме длительное время: как результат, тему понять до конца не могут, материал полностью не усваивается. Использование интернета «учит мозг» воспринимать сразу много информации и эффективно её обрабатывать.

На книжных полках в магазинах появляются книги, написанные в клиповом стиле: в виде общения в чатах, как дневниковые записи. Многие смотрели «Матрицу», самый яркий пример клипового воспроизведения. Пожилым людям этот фильм труден для восприятия, а молодежь с удовольствием пересматривает и подражает… Где две таблеточки?

 Система начала воспроизводить саму себя и собственных потребителей – нас с вами. Это свершившийся факт. Нам с этим жить.

По поводу социализации – есть много положительного и отрицательного. Мы думаем, что наши дети стали меньше читать. Это не совсем верно. Они много читают, но взрослым надо знать, ЧТО они читают. Всё зависит от образованности и заинтересованности в будущем детей самих родителей. Подростки стали меньше разговаривать друг с другом. Общение происходит чаще путем СМС-ок. Сленг «портит» русский язык. Сокращения при передаче информации часто у взрослых вызывают раздражение и непонимание.

НО с другой стороны, умение детей пользоваться гаджетами открывают новые возможности для коммуникаций.

Гаджеты позволяют отслеживать, ГДЕ находится ребенок, они напоминают, что пора обедать, или пришло время собираться, чтобы успеть на секцию.

Гаджеты позволяют настроиться на одну волну с родительским смартфоном, и те всегда будут в курсе, ЧТО смотрит в данный момент ребенок.

Гаджеты позволяют использовать в образовательном процессе дополнительные ресурсы: видео материалы, научные фильмы, схемы и графики, обучающие игры и электронный дневник. Прямая моментальная связь с родителями в наше время - важный фактор.

Не стоит забывать, что близкое расположение смартфона к глазам в течение длительного времени вызывает развитие близорукости и эффект «сухого глаза»: глаза краснеют, и в них появляется ощущение песка, резь.

Один из внуков (старший, 13 лет) носит очки от близорукости. В его классе половина детей носит очки. Дань времени?

Кстати, есть упражнения для глаз. Делая их ежедневно, ребенок отвлекается от монитора и отдыхает от потока информации.

И английские ученые и российский Минздрав проводили исследования среди детей и подростков от 8 до 18 лет – сколько времени они находятся за компьютером. Так вот, еще в 2010 году время перед монитором составляло больше семи часов в сутки! Не думаю, что сегодня показатели сильно изменились.

В 2001 году в Великобритании был создан государственный медиарегулятор Ofcom (Управление по коммуникациям) - орган, регулирующий деятельность телекоммуникационных компаний, осуществляющих свою деятельность в этой стране. Этот орган занимается наблюдением за соблюдением Вещательного кодекса, принимает жалобы от телезрителей, выносит предупреждения в случае нарушения норм кодекса и законодательства, может применить к правонарушителям санкции, в т.ч. отозвать лицензию.

Компания Ofcom разработала, так называемый, критерий – цифровой фактор DQ - чтобы выяснить, насколько привычки нового поколения в вопросе использования технологий отличаются от привычек взрослых людей. Что в себя включает DQ? Критерий учитывает интеллектуальные способности и знания, и насколько уверенно человек обращается с различными технологиями и гаджетами, такими как смартфоны.

* Исследование показало, что максимально высоким DQ обладают дети в возрасте 14-15-ти лет, где этот показатель достигает 113-ти. По мере взросления показатель постепенно падает, и средний DQ у 45-летних взрослых не превышает 96-ти. При этом показатель DQ шестилетних детей в среднем равен 98-ми пунктам. Казалось бы, разница между 96-ю и 98-ю не так уж велика, но если брать в расчёт особенности психической деятельности и уровень развития мышления, которые, по логике, должны быть более развиты у взрослых, то эта небольшая разница начинает казаться гигантской. Особенно, если учитывать, что от 6-ти до 14-ти лет этот показатель постепенно растёт у детей.

Опытным путем установлено, что взрослые люди тратят около 20% своего времени на телефонные разговоры, а дети в возрасте 12-15-ти лет - лишь около 3% времени, для них проще отправлять сообщения в электронном виде, а также обмениваться фото- и видеофайлами. Как отмечают представители компании Ofcom, «поколение тысячелетия теряет голос».

Если сделать срез по количеству времени просмотра программ телевидения, получается, что у 70% взрослых есть такая привычка - смотреть TV, младшие дети предпочитают этому процессу просмотр клипов и роликов на YouTube или Facebook. Наши дети смотрят фильмы или программы, записанные на различные устройства, такие как TiVo.

Однако эти исследования не призыв к запрету планшетов и смартфонов. У этих устройств есть множество плюсов и большой потенциал для использования их в образовании. Возможно, вопрос в том, что взрослым стоит иногда отрываться от телевизоров, чтобы уделить немного больше времени своим детям. Надо общаться со своим ребёнком, гулять с ним, ходить вместе в музеи и в парки – и, возможно, не придется ломать голову над тем, почему чадо совершает побег в мир соцсетей. Нужна альтернатива!

Впечатление сильное от этих цифр и умозаключений. В ближайший вечер я решила поговорить с внуками, «убить двух зайцев»: и пообщаться с ними, и выяснить, что они знают в свои 8 и 13 лет о гаджетах.

- Я не могу сказать… такие…много ассоциаций (хорошее слово, и употребил по смыслу мой 13-ти летний внук). Это устройство с искусственным интеллектом в помощь человеку. Даже телефон, который был в ваше время. Потому что преобразователь звука в волну и снова в звук.

- Чтобы в игры играть, Майн Крафт! – подключился восьмилетний Вадим.

- А как бы ты жил без всего этого?

- Не знаю, - честно сказал внук. – Тогда бы это был Апокалипсис.

- Это ты про наше время без гаджетов говоришь?

- Да.

- А как вы думаете, гаджеты будут дальше развиваться?

- Бабушка, я вот думаю, что электричество будет храниться в маленьких кубиках-накопителях. Да всё что угодно будет. Лег спать, надел наушники, там в голову тебе волны вбивают слова всякие и мысли умные. Утром ррраз, и ты все знаешь.

Где-то я все это уже видела. А! «Большая перемена»! Момент, когда герой Евгения Леонова во сне историю учил!

- Люди болеть не будут! Электричество – самое дешевое вещество. Электростимуляторы будут стоить, как хлеб! Люди будут жить долго молодыми, до 120-130 лет! И только потом стареть…

- А вред от всего этого есть? – спрашиваю я.

- Да, деревья будут вырубать!

- ?

- Ну, что, бабушка? Электростанции на солнечных батареях надо будет много строить, деревья и вырубят. И ветряки тоже много места будут занимать. Не, деревья точно вырубят…

- А, какой интеллект у людей будет?

- Меньше читать будем, - сказал старший внук.

- Да-а-а, - задумчиво протянул младший. – Все голые будут ходить, непривычно. А потом найдут решение.

- Да почему, голые-то?

- Одежду из деревьев и растений делают. Из нефти. А этого ничего не будет. А потом придумают, - продолжил младший.

- Вот нужны всякие гаджеты, да, бабушка? Тебе нужны. Ты же статьи пишешь, работаешь. Это твой хлеб. А будет так: ты станешь уж совсем старенькая, будешь плохо видеть. И только будешь говорить, а компьютер сам печатает, голос в буквы преобразовывает. Это будет везде. Я в сериале такое видел.

Ну, да, Леонардо да Винчи тоже сначала мечтал. А теперь вот оно что…

- Меня пока все устраивает, - сказал Вадим, 8 лет. – Мама дай пирог! Вот пирог мультиварка сделала – тоже гаджет. А вообще-то я хочу, чтобы со мной комп играл. И чтобы он деньги тоже зарабатывал и оплачивал сам себя, то есть интернет.

Каждому родителю хочется, чтобы ребенок стал успешным. От того КАК ребенок мыслит, к каким выводам приходит, и зависит конечный результат. Высшие учебные заведения со своими программами требуют усидчивости, вдумчивости, исследования материалов, в процессе изучения предмета нужно уметь анализировать. А умеют ли наши дети анализировать? Только мы можем это определить, причем сегодня же. В любой конфликтной ситуации психологи советуют нам садиться за стол переговоров и разговаривать. А мы этим пренебрегаем, времени, видите ли, нет на это.

Наши дети все понимают. Надо только найти те самые слова, которые заставят их задуматься. И тогда мозаичное восприятие мира постепенно начнет разрушаться…

Елена Трофимова, гл. редактор портала "Позитив Сити"